Бизнес и НКО: диалоги времен пандемии


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

18 июня прошла online-конференция “Ъ-Урал” «Благотворительность в эпоху пандемии», на конференции руководители социально-ориентированных НКО, представители бизнеса и эксперты сектора обсудили, как пандемия повлияла на развитие некоммерческого сектора в России.

Жизнь после пандемии

Пандемия COVID-19 сильно повлияла на работу НКО в России. По результатам исследования благотворительного фонда развития филантропии «КАФ», в котором приняли участие 194 социально ориентированных НКО (72% — представители 45 регионов России, остальные из Москвы и Московской области), объем пожертвований значительно сократился у 60% НКО. У каждой пятой организации объем поступающих средств сократился на 80%, 78% опрошенных необходима финансовая поддержка — фактически организации лишились средств к существованию. Причем сократились как частные, так и корпоративные пожертования.

Но несмотря на это, НКО стойко пережили период самоизоляции. По словам директора фонда «КАФ» Марии Черток, некоммерческие организации практически не сократили свою программную деятельность. «Половина НКО запускает новые программы, 20% НКО запустили программы в поддержку борьбы с пандемией. Большинству НКО удалось сохранить сотрудников и зарплаты, но в этом отношении ситуация в регионах хуже»,— отметила Мария Черток. По данным фонда «КАФ», НКО смогли использовать кризис для своего развития и укрепления: четверть НКО удалось сократить расходы, каждая пятая организация стала лучше заниматься изучением потребностей своих подопечных, треть НКО занялись стратегическим планированием и организационным развитием.

Период самоизоляции стимулировал НКО активно внедрять в свою работу онлайн-обучение сотрудников, треть организаций придумали сервисы для поддержки благополучателей в онлайн-формате. При этом половина НКО находится в подвешенном состоянии, их проекты перенесены на неопределенный срок. 44% НКО не имеют сбора онлайн-пожертвований. 36 % процентов НКО освоили инструменты фандрайзинга»,— рассказала Мария Черток.

Прогнозы на будущее довольно пессимистичны: половина социально-ориентированных НКО ждут сокращения сборов до конца года, из них треть ожидает значительного сокращения пожертвований. Еще треть опрошенных затруднилась предсказать, какие результаты по сборам пожертвований будут в их организациях до конца года. Почти половина НКО не получили поддержки от своих постоянных доноров — партнеров в связи с пандемией. Четверть опрошенных доноры и партнеры поддержали дополнительными ресурсами для помощи целевым группам. Еще четверть сообщили, что доноры проявили гибкость в изменении сроков, бюджетов, планов и других условий реализации проектов.

Ассоциация грантодающих организаций «Форум доноров» также отметила снижение пожертвований в пользу НКО в марте-апреле 2020 года. Исполнительный директор «Форума доноров» Александра Болдырева пояснила, что многие НКО заняли выжидательную позицию и не обращаются за помощью к бизнесу.

«К началу июня 2020 года 50% доноров не зафиксировали рост обращений НКО за поддержкой, к ним не поступали запросы от новых НКО. Работа велась лишь по текущим проектам: внесение изменений в календарь, пересмотр смет, отсрочка по отчетам»,— рассказала Александра Болдырева.

Эта позиция неслучайна — доноры в пять раз чаще стали говорить о возможном сокращении бюджетов и об изменениях направлений благотворительных проектов на следующий год.

Очевидно, что основная нагрузка по стабилизации ситуации в секторе НКО ляжет на корпоративные и частные фонды, финансируемые крупным бизнесом, и фонды, которые успели подстроиться под требования доноров или изначально имели диверсифицированную линейку ресурсов и доноров. Другими словами реальную помощь, по мнению экспертов, может оказать только крупный социально ответственный (КСО) бизнес.

Как помогает бизнес

Бизнес в условиях пандемии не оставил НКО и активно поддержал многие социальные инициативы. Многие федеральные и международные компании не только сохраняют свои долгосрочные программы, но и выделяют дополнительные бюджеты на программы КСО. О сохранении благотворительных проектов и увеличении финансирования с фокусом на изменение сферы приложения на конференции рассказали представители аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России и пивоваренной компании «Балтика» (входит в Carlsberg Group). Ведущий специалист по связям с общественностью и устойчивому развитию пивоваренной компании «Балтика» Наталья Ржевская сообщила, что компания усилила повестку устойчивого развития и социальные программы помощи обществу в условиях пандемии.

«Благотворительность и взаимодействие с обществом являются частью общей стратегии социальных инвестиций компании и реализуются в соответствии с приоритетами устойчивого развития, так как решают одни задачи: будь то изменение климата и связанные с этим изменение качества жизни или проблемы здравоохранения, нехватка водных ресурсов или возросший запрос на безопасность. В условиях пандемии компания продолжила системные программы, нацеленные на поддержку социального предпринимательства — в сотрудничестве с Фондом поддержки социальных проектов, а также развернула новые, в ответ на потребности местных сообществ»,— отметила она.

Управляющий по корпоративным вопросам региона аффилированных компаний «Филип Моррис Интернэшнл» в России Анна Бушлякова отметила, что выполнение обязательств по запланированным благотворительным программам продолжается, все долгосрочные проекты сохранены. «Пока приостановлены в связи с самоизоляцией только программы, которые связаны с очными мероприятиями, например, обучение компьютерной грамотности пожилых»,— уточнила Бушлякова. По ее словам, сроки реализации программы сдвигаются, но в целом все проекты остаются в силе.

«Уже сейчас понятно, что среди наиболее пострадавших секторов — малый и средний бизнес. Возможно, будет принято решение об усилении его поддержки. Такие проекты мы реализуем на протяжении нескольких лет совместно с бизнес-школой РСПП, но возможно нам потребуются дополнительные программы, или новые акценты, актуальные на период выхода из сегодняшней кризисной ситуации»,— рассказала Анна Бушлякова.

Диалог бизнеса, власти и НКО

Анна Бушлякова в своем выступлении подчеркнула, что кризисная ситуация, вызванная COVID-19 послужила толчком для диалога, преодоления барьеров, развития партнерства во взаимоотношениях НКО-бизнес-власть и бизнес-коллабораций. Благодаря этому многие социальные задачи решались более оперативно и эффективно.

По словам Бушляковой, «Филип Моррис Интернэшнл» в России для эффективного и оперативного оказания благотворительной помощи в борьбе с пандемией работала во взаимодействии с органами власти. Благодаря этому помощь была оказана адресно, в тех направлениях, которые были определены как наиболее актуальные.

«Нам было важно помочь в решении наиболее приоритетных и острых задач в регионах присутствия, поэтому решения о том, какая это будет помощь, принимались в диалоге с региональными органами власти. Так, в Свердловской области мы сотрудничали с министерством социальной политики в направлении поддержки волонтерской работы с пожилыми»,— рассказала Анна Бушлякова. По ее словам, это позволило оперативно снабдить волонтеров необходимыми средствами защиты, закупить продовольственные наборы для пожилых людей.

С нашей помощью было закуплено 1000 защитных костюмов и более 4000 продуктовых наборов. В Челябинской области потребовалась помощь в приобретении планшетов для дистанционного обучения школьников. Во время пандемии пришлось решать организационные вопросы в короткие сроки, не снижая уровень требований к документообороту для достижения максимальной прозрачности процесса направления и использования благотворительной помощи»,— отметила Анна Бушлякова.

Наталья Ржевская рассказала, что ««Балтика» с марта развернула социальную кампанию «Несмотря на расстояние, остаемся вместе», направленную на помощь пожилым, медикам, волонтерским центрам. Всего с марта в рамках кампании было поставлено более 500 000 единиц средств защиты и более 300 000 единиц безалкогольных напитков – во всех регионах присутствия компании.

Важной формой реализации благотворительной помощи в условиях пандемии стало партнерство – с НКО, благотворительными фондами, госучреждениями, оперативными штабами в регионах, даже с функциями внутри компании – для оперативного оказания помощи. Среди партнеров компании – фонды «Живой», «Не напрасно», «Старость в радость», ярославское отделение «Фонда милосердия и здоровья», самарский фонд «Хорошие истории», хабаровское отделение «Красного креста», Ассоциация социально ориентированных НКО Свердловской области. Вместе с последней — в координации с министерством социального развития области — компания закупила средства защиты и аппараты для обеззараживания воздуха для пожилых людей, находящихся на попечении ГАУ «Малахит» Орджоникидзевского района Екатеринбурга и Уктусского пансионата для престарелых и инвалидов.

Как общаться бизнесу и НКО

Пандемия выявила главные сложности коммуникации между бизнесом и НКО, которые существовали до пандемии. Так, Ирина Бакрадзе из благотворительного фонда «Подсолнух» отметила, что главные проблемные зоны в коммуникации — это отношение к благотворительным пожертвованиям как к инвестициям, корректность и своевременность финансовой и нефинансовой отчетности НКО и репутационные риски, формирование партнерских отношений в рамках реализации проектов, профессионализм кадров, как со стороны НКО, так и со стороны бизнеса. Восполнение этих пробелов, по ее словам, возможно через формирование бюджетов на институциональное развитие НКО во все грантовые программы в рамках КСО.

Этот кризис, уверена Бакрадзе, показал, что бизнес когто поддерживать тех, кто сможет поддержать других.

Анна Бушлякова рассказала об использовании метода анализа социального возврата на инвестиции, который позволяет привести к общему знаменателю созданные социальные ценности и затраченные ресурсы. «Так, например, фондом “КАФ” было проведен подобный анализ нашей благотворительной программы обучения компьютерной грамотности для пожилых людей и лиц с ограниченными возможностями “Статус: Онлайн”. Каждый вложенный в программу 1 руб. создавал 5,81 руб. в виде социальных ценностей. Наша компания стремится, чтобы каждый рубль, выделенный на благотворительные цели, принес максимум пользы. Это особенно важно в период пандемии и кризиса, в условиях высоких потребностей общества и ограниченных ресурсов благотворителей»,— считает она.

Культура благотворительности

Пандемия стала толчком для развития благотворительности культуры и искусства, рассказала на конференции руководитель департамента развития и внешних коммуникаций свердловской филармонии Алла Петрова-Лемачко.

Фактически в роли благотворителей выступили все субъекты, которые открыли на безвозмездной основе свои архивы, фонотеки, доступ к выставкам, библиотекам — ко множеству ресурсов, которые до пандемии были доступны лишь на коммерческой основе. Показав важность развития медицины и ее поддержки, пандемия не в меньшей степени показала важность поддержки социального сектора – образования и культуры»,— отметила она.

По ее мнению, наряду со сострадательной благотворительностью, которая в полной мере проявила себя во время пандемии, необходимо еще больше внимания уделять созидательной благотворительности – культуре, образованию, спорту. «Переход в онлайн-пространство может быть эффективным только в том случае, если общество будет готово к этому технически, общество будет образованно и у общества будет очень мощная культурная составляющая в глобальном значении. Иначе мы видели, что люди с низким культурно-образовательным уровнем не знали, чем себя занять во время самоизоляции. Они не понимали тех образовательных, познавательных, коммуникативных возможностей, которые они получили»,— пояснила она.

Развитие частной благотворительности

Фактор участия граждан — самый главный индикатор развития культуры благотворительности. Это могут быть частные пожертвования, волонтерства, формы ответственного поведения. «Сравнивая результаты исследований за последние три года, мы убедились, что частная благотворительность в России растет. Суммы пожертвований увеличились. Впервые число людей, которые совершают пожертвования онлайн, превысило число тех, кто жертвует наличными, тем самым знаменуя движение к прозрачному цивилизованному рынку благотворительности, в котором не будет места теневым и мошенническим сборам»,— рассказала Мария Черток.

По ее мнению, это подтверждает важность дальнейшего развития цифровой инфраструктуры благотворительности — платформ для сбора пожертвований, механизмов для обеспечения хорошей информированности людей о деятельности НКО и важности роста профессионализма НКО в сфере онлайн-фандрайзинга. «В ситуации самоизоляции и карантина онлайн-форматы фандрайзинга – это надежда для многих НКО, которые стремятся продолжить свою работу в этот сложный период»,— пояснила Мария Черток.

Источник: «Благотворительность времен пандемии», «Коммерсантъ-Урал»

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий