«То, что мой сын адаптировался, заслуга не государства, а семьи»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

2 апреля – Всемирный день распространения информации об аутизме.  По данным крупнейшей американской научной организации Autism Speaks, сейчас в мире более 67 миллионов людей страдают этим заболеванием, которое остается наиболее быстро распространяющимся в мире — сегодня от него страдает в среднем каждый сотый ребенок.

Акция в поддержку больных аутизмом

Акция Light It Up Blue в поддержку больных аутизмом. Фото с сайта www.autismspeaks.org

Аутизм — расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга. Он характеризуется ярко выраженным дефицитом социального общения и взаимодействия. Кроме того, ограничением интересов и повторяющимися из раза в раз действиями. В качестве некоего напоминания людям о существовании такого заболевания 2 апреля по всему миру проходит акция Light It Up Blue (голубым светом подсвечиваются здания, памятники). В Москве вечерняя иллюминация состоится у зданий мэрии, библиотеки имени Никитина, кинотеатра «Спартак», памятника Пушкина, в сквере имени Бунина и в Кольцовском сквере.

Технологию работы с детьми-аутистами, систему инклюзивного образования обсудили 2 апреля в Общественной палате. Заведующая лабораторией содержания и методов обучения детей с эмоциональными нарушениями ИКП РАО, доктор психологических наук Ольга Никольская считается одним из авторитетных экспертов по работе с людьми, страдающих аутизмом. Она занимается этой проблемой с 1970-х годов.

«Сейчас уже стало понятно, что детский аутизм не связан с проблемами воспитания. Это биологическое нарушение. Это особое нарушение, которое проявляется в трудности взаимоотношения человека, больного аутизмом, с окружающим миром. Для него этот мир часто бывает слишком интенсивен, ему сложно приспособиться к смене обстановки. Именно поэтому он отстает в коммуникативном, социальном развитии», — рассказала она.

При этом Никольская отметила, что «аутизм  —  проблема не только детского возраста».

«Человек нуждается в помощи во время взросления. Это очень энергоемкая работа. Сегодня  существует много способов работы с аутистами, но каждый из них представляет собой долгий процесс. Сегодня говорят об эпидемии аутизма (по статистике страдает каждый 100-й ребенок в мире). Речь идет о расстройствах аутофизического спектра. То есть у разных людей встречаются схожие проблемы. Некоторые из них вполне можно отнести к особенностям характера. Сегодня школа, университет настраивают ребенка на гонку за успех, карьеризм. А дети с аутизмом не готовы к таким резким движениям. Они стараются не ловчить, если что-то обещают – стараются выполнять, они не гонятся за бешеным ритмом жизни. Система ценностей меняется, и сложно уже найти границу между нормальным и ненормальным поведением. Так или иначе, профессиональный тезис людей, работающих в этой сфере звучит так: с ребенком с аутизмом нельзя действовать неосмысленно», — заявила она.

Участники подчеркнули, что в новом законе «Об образовании» расстройства аутического спектра впервые включены в перечень нарушений развития, при которых допускается создание специальных образовательных структур. Но нет документов, которые конкретизировали  бы эти нормы, отсутствуют и образовательные учреждения для детей с аутизмом. Есть несколько негосударственных заведений, но их крайне мало.

Мама ребенка с аутизмом Елена Богорадникова считает, что в стране нет системы медицинских и образовательных услуг для детей с таким заболеванием.

«Мой сын учится в школе по общеобразовательной программе, делает успехи, и я им горжусь. Но то, что он адаптировался- заслуга не государства, а семьи. И с этим сталкиваются почти все родители. К тому же у нас отсутствует ранняя  диагностика. Моему сыну, например, до 3 лет не могли  поставить диагноз. Нам пришлось пройти с десяток врачей, и наконец был поставлен диагноз. Дальше что делать? В детский сад нас не берут., в школу тоже. Даже если берут в школу, то кто умеет с ним обращаться?  Ни одной распределительной комиссии вам не дадут ответ. Для того, чтобы такие дети могли учиться в школах – нужно готовить специалистов по работе с ними», — сообщила Елена Богорадникова.

Ректор Московского городского психолого-педагогического университета Виталий Рубцов предложил создавать в городах ресурсные центры для детей.

«Должен быть хотя бы один специализированный детский сад и школа. Необязательно во всех общеобразовательных школах создавать спецклассы. Можно открыть одну полностью профилированную.   Должна быть школа детсад», — считает Рубцов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий