«Быть наставником круто и важно»


Волонтер-наставник благотворительного фонда «Дети наши» рассказал о своем опыте наставничества, дружбе с мальчиком из детского дома и о том, почему в благотворительности нужны мужчины.

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Тимофей — самый обычный парень. Занимается футболом, любит аниме. Общительный, но иногда замыкается в себе и становится немногословен. Среди воспитанников детского дома, где живет мальчик, он пользуется определенным уважением. Как у любого его сверстника, растущего в семье, у Тимофея есть девушка, он еще не определился, куда хочет поступать и не видит смысла в хороших оценках.

Давид, наставник Тимофея, участник проекта «Будем вместе», рассказал о том, как складываются и что дают обоим их отношения наставника и подопечного.

О наставничестве

«Я стал наставником, потому что считаю, что это полезная и важная вещь, с которой очень немногое может сравниться. Сравнить можно, наверно, с научной деятельностью, это так же важно для общества. 

Основная трудность — решиться. Для меня это был серьезный шаг. Я долго думал, расписывал плюсы и минусы. Но могу сказать, что всего предугадать не получилось. Где-то я себя зря накручивал, а в чем-то, наоборот, не предвидел каких-то вещей.

Я пытаюсь показать Тимофею, что у всех наших действий сейчас есть отдаленная перспектива. Чтобы найти работу по душе, нужно поступить в вуз, который на самом деле нравится, а для этого нужно иметь достаточно хорошие оценки, для набора пропускного балла. Такая постановка вопроса мотивирует куда лучше. Если Тимофей ставит цель, он всегда к ней идет, старается и добивается.

Быть наставником — это ответственно и затратно по времени. К этому нужно быть готовым. 

Важно не бояться и уметь обращаться за помощью, если чувствуешь усталость или апатию. С нами работают психологи, и это очень важно.

Об общении

Общение с ребенком, как и с любым человеком, по сути, это непредсказуемый процесс, требующий терпения и самоконтроля. По сути, наставнику приходится балансировать между «временем» и «результатом», нельзя быть навязчивым надеясь, что все наладится от твоих «дельных» советов мгновенно, но и нельзя просто стоять рядом молча, думая, что ребёнку этого будет достаточно, чтобы решить все свои проблемы.

О сложностях

У меня были моменты, связанные с тем, что я не понимал, насколько эффективно то, что я делаю. На этот вопрос сложно ответить потому, что нет никакой меры, позволяющей измерить, насколько я полезен ребенку. Этот один из тех самых моментов, когда стоит обратиться к психологу — психологи фонда «Дети наши» всегда на связи, готовы помочь и подсказать.

Об изменениях

Нужно понимать, что ребёнок видит наставников других детей и решает для себя нужно ли ему это. Это его выбор, а значит вы уже важны для него, важны как близкий человек.

Я очень ценю моменты, когда Тимофей сам обращается ко мне за советом. Это говорит о том, что он видит потребность в нашем общении, в моем мнении и поддержке.

И это дает мне понять, что я делаю все правильно.

Мы познакомились чуть больше полутора лет назад, и с тех пор Тимофей стал лучше учиться, легче общаться, я не могу не заметить позитивные изменения. Но, конечно, я не связываю их только со своим влиянием. Это совокупность многих факторов, а не только моя заслуга.

И я всегда радуюсь изменениям, когда вижу, что именно я помог определиться, поставить цель и начать двигаться к ней.

О развитии

Чаше всего мы с Тимофеем просто общаемся, гуляем по городу, посещаем всякие развлекательные мероприятия, просто живем городской жизнью. Я стараюсь научить его ориентироваться в незнакомой обстановке, коммуницировать с новыми людьми. Показываю ему жизнь вне стен детского дома, где каждый день он видит одно и то же. Мне кажется, не может быть развития там, где ничего не меняется, нет настоящей жизни.

Еще мы с ним оба любим компьютерные игры, часто играем.

Тимофею нужна мотивация, уверенность в себе, понимание, что он идет в нужном для себя направлении. Это в принципе нужно всем подросткам.

О профессиональной помощи

Я уверен, что сделал правильный выбор, решив стать наставником и серьезно изучил вопрос, прежде чем заполнил анкету. Выбрать то, чем заниматься в сфере благотворительности, непросто. Я не ко всей благотворительности отношусь одинаково. Фонд «Дети наши» помогает профессионально. К сожалению, не всегда так происходит. Часто я сталкивался с фанатизмом, который лишал людей здравого смысла. Поэтому коллективу фонда я очень рад, в том числе другим волонтерам. Я знаю, что занимаюсь благотворительностью грамотно, мои действия страхуют психологи. В фонде работают люди, которые понимают, что нужно детям и как нужно помогать правильно, чтобы не навредить. И учат этому тех, кто готов отдавать свои время, силы и эмоции. Важно совмещать желание помогать с пониманием того, как помогать правильно.

Участие в проекте дает возможность быть уверенным в том, что ты действительно делаешь добро. И, конечно, я считаю, что занимаюсь полезными вещами, что само собой поднимает мою самооценку, это здорово. 

Наставник должен быть психологически здоровым и ресурсным, чтобы работать с ребенком. В жизни бывают разные периоды, когда нужно с чем-то определиться, справиться. В эти моменты сложно еще и быть опорой ребенку, потому что ты сам нестабилен.

Чтобы стать наставником, нужно определиться для себя самого, что это круто и что это важно.

Наставник должен быть ответственным и еще нужна смелость, чтобы решиться. Став наставником, вам необходимы будут терпение и самоконтроль, готовность понимать ребёнка, ставить себя на его место. В процессе вы станете лучше понимать и себя, и ребёнка, и вообще людей.

Бывают наставники, а бывают наставницы, но, как мне кажется, вопрос полов тут не стоит. В общении с ребёнком важен – уровень доверия. Это вопрос взаимоотношений, а не полов. Возможно, есть такой момент, что мужчине легче выстроить взаимоотношения с мальчиком, проще найти общие интересы, думаю это так, но, конечно, это всё достаточно индивидуально.

Бывают ситуации, в которые мужчины попадают чаще, чем женщины, например, если речь об армии или специфической работе. Я не думаю, что у женщины-наставника возникнут сложности в том, чтобы разобраться, сориентироваться в ситуации и дать парню правильный совет, но в некоторых случаях мужчине это будет сделать проще.

Так же не зависимо от пола, наставник должен быть успешным человеком, иначе он ничего полезного не сможет дать ребенку. 

Если бы у меня в жизни были какие-то нерешенные серьезные проблемы, например, я был бы весь в кредитах, не умел распоряжаться деньгами, я вряд ли мог бы показать хороший и правильный пример ребенку. Мне самому нужно было бы многое осознать и многому научиться.

Сложно чем-то помочь другому человеку, когда тебе нужно решать собственные проблемы».


Так сложилось, что в детских учреждениях основная часть персонала — это женщины. То же самое можно сказать и о сфере благотворительности. Большинство волонтеров-наставников проекта «Будем вместе» — женщины с активной жизненной позицией и опытом, которым они готовы делиться. Но в замкнутом однообразном мире, в котором живут воспитанники детских домов, им очень не хватает примера для подражания, ролевой модели, модели взаимодействия мужчин и женщин. Да и мальчиков в учреждениях значительно больше, чем девочек. Из 24 детей, которые сейчас стоят в листе ожидания фонда, 14 — мальчишки.

Чтобы стать наставником для ребенка из детского дома, можно оставить заявку на сайте http://nastavnik.detinashi.ru/ или позвонить по телефону +7 903 649 44 04 (в Смоленске) и +7 4852 681126 (в Ярославле). А еще вы можете поддержать проект «Будем вместе» и оставить пожертвование на сайте фонда.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий