«Бизнес заинтересован в развитии социальной сферы»: Елена Чернышкова о системных проектах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Для чего бизнес участвует в благотворительности, готовы ли компании к партнерству, как правильно организовать работу корпоративных волонтеров и зачем участвовать в движении #ЩедрыйВторник? Елена Чернышкова, президент благотворительного фонда «Система» — одного из партнеров инициативы #ЩедрыйВторник, ответила на эти вопросы и рассказала «Филантропу» о специфике работы корпоративного благотворительного фонда, партнерстве и личном участии в благотворительности. 

1-tall— Елена, какие на данный момент самые важные  направления вашего фонда? 

— Одна из наших программ, очень важное для нас направление — «Лифт в будущее». Это целая система мероприятий по подготовке молодежных инженерно-конструкторских команд с дальним прицелом на развитие кадрового потенциала высокотехнологичных отраслей России. Мы понимаем, что лишь некоторая часть молодых ребят — старшеклассников и студентов, прошедших «Лифт», придут на работу к нам в АФК «Система». Для нас важно, что остальные выпускники программы, многие из которых выбрали свою профессию благодаря «Лифту в будущее», так или иначе будут успешными, будут работать в науке, бизнесе или государстве и останутся в кругу наших контактов на долгие годы.

Второй важный блок – социальные проекты и волонтерство. Этот блок координируется Волонтерским центром нашего фонда и включает волонтерские мероприятия и благотворительные проекты, направленные, в частности, на поддержку ветеранов ВОВ и пожилых людей. Мы взаимодействуем с Московским городским советом ветеранов и мэрией Москвы в части определения конкретных направлений помощи- это позволяет, не замещая бюджетного финансирования, с максимальной пользой задействовать свои ресурсы и возможности.

Волонтерский центр обеспечивает общую координацию в сфере развития волонтерского движения на уровне всей корпорации, оказывает методическую и организационную поддержку конкретных мероприятий.

Мы также поддерживаем программы в сфере культуры, нацеленные на развитие новых технологий в музейном деле. Наиболее важная из программ – совместная программа с Русским музеем, направленная на создание сети образовательных медийных центров, предлагающих просветительские и обучающие программы для детей и взрослых на основе оцифрованных данных об уникальных коллекциях Русского музея. Такие центры существуют при музеях, в школах, вузах или самостоятельно и пользуются большой популярностью особенно у детской аудитории.

 — У вас есть своя специфика – ведь БФ «Система» является частью КСО огромной корпорации – АФК «Система». В чем сложности такой ситуации?

— Специфика в том, что программы корпоративного благотворительного фонда должны быть четко скоординированы с социальной стратегией корпорации.

В случае с «Системой» это довольно нетривиальная задача, поскольку в корпорацию входят более 20 совершенно различных бизнесов, начиная от сельскохозяйственного производства в Краснодарском крае (компания «Степь») до космических исследований (РТИ). Среди наших компаний, например, — МТС, МЕДСИ, «Детский мир», Озон, «Сегежа Групп», Интурист и так далее. У каждой компании есть своя аудитория, своя социальная стратегия, и иногда и свой благотворительный фонд.

Таким образом, у нашего фонда несколько стейкхолдеров и наша основная задача – делать такие программы, в которых можно достичь максимальной синергии и социальных эффектов для всех сторон. Это могут быть как новые инициативы, цели которых соответствуют социальным стратегиям корпорации и компаний, так и системные долгосрочные программы, такие как «Лифт в будущее».

Кстати, «Щедрый вторник» – тоже идея объединения благотворительных проектов и инициатив, в которой наш фонд активно участвует сам и в которую мы вовлекли наши компании, которые готовят самые разные акции к этому мероприятию.

 А опыт объединения усилий и идей у нас есть. Этим летом мы провели в Республике Алтай Детский благотворительный фестиваль «Солоны». «Солоны» — это «радуга» по-алтайски. Этот фестиваль стал хорошим примером действительно совместной партнерской программы: каждая компания внесла свой вклад в рамках своей социальной стратегии, а в итоге получился цельный социальный проект, который качественно изменил социальную среду в Республике Алтай.

Почему мы выбрали Алтай? К нам обратилась уполномоченная по правам ребенка Республики Алтай и рассказала о сложившейся сложной ситуации. Мы узнали, что в 2014 году в республике был зафиксирован высокий уровень детских суицидов. Да, это прекрасный край с великолепной природой, в котором активно развивается туризм. Но при этом в республике традиционный сельскохозяйственный уклад, поселки, горные деревни, и там живет большое количество семей с детьми – часто в труднодоступных районах, достаточно изолированных не только транспортно, но и информационно. Вследствие ухудшения экономических условий в республике осложнилась социальная обстановка, оказавшая влияние на детей. Внешне этого не видно. А внутри проблемы есть.

 Республика Алтай — регион нашего присутствия, там расположен наш большой туристический комплекс «Алтай Резорт». Мы спланировали целую систему образовательных, спортивных и культурно-просветительских мероприятий и постарались, с помощью руководства республики, вовлечь в них максимальное количество социально-незащищенных детей, особенно из отдаленных районов. Параллельно происходил ряд благотворительных событий, направленных на улучшение социальной инфраструктуры в Республике и в целом – на развитие инициативы людей и повышение уровня социального оптимизма. Кстати, на Алтае живет 200 тысяч человек, и нам удалось своими мероприятиями охватить не менее 10% детей республики, что стало одним из факторов высокого влияния фестиваля на среду. 

Вот примеры мероприятий, из которых состоял фестиваль «Солоны»: при поддержке фонда прошел кинофестиваль «Детский Киномай», мы провели двухнедельную смену «Лифт в будущее». «Детский мир» открыл на Алтае 6 игровых комнат в больницах. Компания «Биннофарм» прислала медикаменты. МЕДСИ прислали своих психологов, которые работали с проблемными семьями, родителями и детьми в отдаленных районах. Мы также организовали встречу местного министра здравоохранения с главным врачом и экспертами МЕДСИ и МТС, на которой прошло обсуждение, в рамках каких государственных программ население республики может обращаться в федеральные медицинские центры за помощью. ОЗОН прислал самолетом книжки для школы, сотрудники АФК «Система», фонда и наших компаний собрали 2 тонны гуманитарного груза — школьных принадлежностей и вещей для будущих первоклассников.

Компания «Сегежа» построила беседки в поселках, а МТС привезла свой волонтерский кукольный театр, показала представления, а фонд обеспечил возможность оставить театральное оборудование местным школам. За это время мы нашли в республике активистов — тех, кто дальше будет заниматься подобными проектами, Волонтерский центр обеспечил обучение волонтеров, которые, кстати, провели с нами все это время и активно участвовали во всех событиях. Дети были вдохновлены всем происходящим. В поселках, где были построены беседки, например, дети тут же придумали конкурс рисунков и проектов обустройства своих улиц. Мы сейчас планируем провести конкурс проектов социальных инициатив, где будут в том числе проекты обустройства этих населенных пунктов.

 Для нас было очень важно, чтобы мероприятия фестиваля не прошли бесследно, чтобы после того, как мы уедем, в республике помимо опыта и прекрасных впечатлений осталось как можно больше оптимистично настроенных (и обученных) людей, а также и видимых признаков улучшения среды – детские игровые комнаты, новые вещи, спортивное оборудование, кукольные театры, беседки и т.д.

vik_0054

— То есть объединение усилий разных компаний получилось успешным?

— Да, при этом фонд потратил на мероприятие немногим более 3 млн рублей. Это небольшой бюджет для такого фестиваля, но компании фактически учетверили этот вклад за счет своей работы в проекте.

Мы изучали опыт объединения усилий бизнеса в разных регионах. И знаете, пока для России это достаточно редкий случай, когда компании готовы эффективно взаимодействовать друг с другом и с корпоративным фондом в рамках одного проекта. Так что мы расцениваем опыт «Солонов» как очень успешный и планируем расширять этот формат. 

 Компании также высоко оценили прошедшее мероприятие. Например, «Сегежа Групп», для которой республика Карелия – важный регион присутствия, предложила провести такой же фестиваль в Карелии. Такие акции приносят не только социальную пользу, но и помогают укрепить связи с местной властью, в итоге выстраиваются отношения между властью, НКО и бизнесом. 

На фоне полученного опыта подготовка к «Щедрому вторнику» у нас прошла легко.

 — Как компании, входящие в состав корпорации «Система», планируют принять участие в этом масштабном благотворительном мероприятии? 

— Мы предложили нашим компаниям поучаствовать и получили хороший отклик. Например, у нас сейчас завершается строительство детского сада для детей с ДЦП при Марфо-Мариинской обители. АФК «Система» подарит саду декоративные растения. Озон будет продавать через свою сеть продукцию благотворительного проекта «Наивно? Очень». «Детский мир» приурочил к «Щедрому вторнику» начало строительства детских комнат в больницах Северного Кавказа. МЕДСИ проведут для всех желающих определенный вид дорогостоящей диагностики.

МТС с «Детским миром» проведут фестиваль детских кукольных спектаклей для детей из детских домов, и мы их в этом будем поддерживать как фонд. Кстати, здорово, что компании кооперируются между собой – уже появляется опыт сотрудничества. «Детский мир» и МЕДСИ работают вместе для больниц, к примеру, уже давно.

Интересная идея у компании «Сегежа Груп» — они привезут в Московский зоопарк целую фуру экологически чистых опилок – эти опилки предназначены для слона и рыжей панды. Я рада сообщить, что опилки уже прошли экспертизу в зоопарке, да и звери их признали. 

Компания «Стрим», занимающаяся видеоконтентом, уже не в первый раз приглашает к себе в гости детей-колясочников – это профориентация, сотрудники рассказывают, в чем заключается их работа, где и как этому можно научиться. Они готовы пригласить детей на стажировку, и это хорошо бьется с нашей программой «Лифт в будущее».

Еще одна прекрасная идея к «Щедрому вторнику» – наш проект для сотрудников и друзей, который мы назвали «Заячье дело». «Сегежа» сделала заготовки из древесных отходов с изображением фигурок зайцев, которые наши подшефные дети будут раскрашивать на мастер-классах в рамках «Щедрого вторника». Затем эти игрушки будут развешаны на елках в офисах наших компаний и сотрудники смогут их купить (обменять на пожертвование). Все собранные от «Заячьего дела» средства мы по договоренности с фондом «Вера» направим в детский хоспис в Волгограде.

— А как вы лично планируете участвовать в #ЩедромВторнике? Что для вас значит личная благотворительность?

— Я уже семь лет являюсь попечителем Европейского университета в Санкт-Петербурге. Когда у меня есть возможность, я помогаю университету. Конечно, регулярно участвую в сборе средств на благотворительную помощь вместе с коллегами. Недавно, например, коллектив фонда «Система» собрал деньги на поддержку детского дома в Павловске – нашей давней подшефной организации.  И я по возможности волонтерю. Даже больше, чем деньги, для меня ценно свободное время. Как и всякой работающей маме, мне приходится делить свое время и внимание между семьей и работой, это непросто. Но в то же время я стараюсь не только сама участвовать в благотворительных событиях, но и брать с собой 10-летнего сына.

А еще я стараюсь делиться своим опытом как эксперт своего дела. Я провожу мастер-классы, знакомлю заинтересованные стороны, помогаю некоммерческим организациям или фондам советом и контактами. Таким образом, как мне кажется, эксперты могут помогать развитию благотворительного сектора.

  — Насколько сейчас сотрудники компаний готовы более активно участвовать в благотворительности? Ощущаете ли вы рост самосознания? Меняется ли стиль корпоративной благотворительности? 

— Если сравнить ситуацию в горизонте 5-10 лет назад – ситуация радикально поменялась. СМИ стали писать больше о благотворительности. То, о чем мы 10 лет назад мечтали в Форуме доноров, рассуждая, как сделать так, чтобы благотворительность стала общенародной, — в целом произошло. Благотворительность перестала быть уделом олигархов. По разным оценкам, более половины населения России так или иначе вовлечены в благотворительность. 

Одновременно стремительно развивается волонтерство, в крупных компаниях реализуются системные волонтерские проекты, иногда компании собирают деньги с сотрудников на помощь нуждающимся коллегам и так далее. Волонтеры – сотрудники компаний стали более активны. Но есть и риски в том, как это происходит. Если обращаться за помощью слишком часто, то можно спровоцировать усталость или равнодушие. 

Избежать таких рисков можно, если внимательно следить за результатами реализуемых проектов и обстановкой в коллективе. Важно координировать волонтерскую активность с HR-политикой и социальной политикой корпорации.

Я думаю, очень важно, чтобы люди могли чувствовать свою сопричастность не только как доноры, а и участвовать в распределении собранных благотворительных средств. Это воспитывает в сотрудниках и доверие, и стремление помогать.

Например, у нас в корпорации «Система» ежегодно проходит спартакиада между командами компаний. В этом году мы выступили с инициативой: наш фонд обязался оказать пожертвование на сумму 150 тысяч рублей на благотворительный проект, выбранный командой-победительницей. И это как раз пример вот такого вовлечения. Победители решили передать средства в уфимскую коррекционную школу-интернат № 13 для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата, будут куплены 2 инвалидные коляски для игры в большой теннис на колясках. Кстати, передача колясок состоится 29 ноября в рамках «Щедрого вторника».

 Кроме того, второй важный момент – обучение корпоративных волонтеров. Они должны знать, например, что одноразовая помощь в виде подарка ребенку-сироте от незнакомого взрослого только вредна. Волонтеры стали в последнее время очень легки на подъем – отчасти и благодаря нашей работе. И задача в том, чтобы направить эту мощную силу в наиболее созидательном и продуктивном направлении. Мы стараемся обучать сотрудников, МТС проводит вебинары для волонтеров на тему, как правильно помогать. Конечно, нужно еще и поощрять волонтеров – например, выдавать волонтерские книжки или сертификаты. В скором времени, думаю, это будет уже какая-то законченная история – когда волонтерская книжка будет давать у нас в стране дополнительные баллы при поступлении в вуз или на работу. А роль фонда здесь – оставаться методической и идеологической платформой для этой большой волонтерской активности. В фонде работает Корпоративный волонтерский центр, который и объединяет все самые лучшие наши волонтерские практики.

 — На опыте благотворительной работы вашей корпорации вы убеждаетесь в важности объединения в этом компаний. А насколько, как вы видите, сфера бизнеса готова к такой синергии? И насколько вообще бизнес стал более активен в благотворительности?

   Бизнес  — особенно в своих регионах присутствия – и сам заинтересован в развитии социальной сферы. Поэтому то, что делают наши компании, вызывает у меня огромное уважение и в чем-то сочувствие – часто бизнес делает то, что вроде бы и не должен. Замечательно, что компании развивают свою благотворительную работу. Это и различные акции, и корпоративные волонтерские мероприятия. Тем самым развивается общественное сознание. Прекрасно, что у нас стало трендом позитивное отношение к благотворительности и активность в этой сфере.

 При этом различные компании намного активнее, чем раньше, готовы объединять свои усилия. Думаю, что партнерские долгосрочные проекты, реализуемые совместно бизнесом, фондами и НКО – дело ближайших лет. Мы тоже стараемся сотрудничать с другими фондами, в частности, с фондом В. Потанина, фондом Тимченко и другими.

 При этом сфера благотворительности развивается, стало намного больше участников, информационное пространство достаточно насыщено. Я думаю, «Щедрый вторник» для России  — прекрасный повод для новых партнерств и инициатив.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий