Организация трудового воспитания (из опыта работы)


Важную роль в процессе социализации ребенка имеет трудовое воспитание. Содержание трудового воспитания многообразно. Основой всей системы трудового воспитания является общественно-полезный труд воспитанников, под которым понимается посильная целесообразная трудовая деятельность на общую пользу, осуществляемая в форме непосредственного активного их участия в жизни нашего учреждения, школы, города, поселка Фаянсовая. Этот труд является добровольным и большей частью не оплачивается.

Об авторе
Сухорукова М.А., директор ГБУ «Кировский ЦСПСД «Паруса надежды»

Самообслуживание – это наиболее доступный и повседневный вид труда. С него начинается воспитание у ребенка трудолюбия, приобщение его ко все усложняющимся видам трудовой деятельности. Наш опыт показывает, что педагогически правильная организация этого труда в общей системе воспитания содействует тому, что труд по самообслуживанию становится не обязанностью, а привычкой и потребностью воспитанников.

Первым этапом трудового воспитания является постепенное приучение детей к небольшим и посильным для данного возраста трудовым занятиям. В этот период лучше приучать детей к обслуживанию самих себя. Воспитатели помогают детям понять, что труд по самообслуживанию является обязательным. На воспитательных занятиях они знакомят детей с разнообразным миром профессий, формируя стремление и интерес к труду.

Вторым этапом является расширение видов труда от самообслуживания до обслуживания группы в целом.  Уже младший воспитанник в состоянии пришить пуговицу к пальто или куртке себе или младшему брату или сестренке, выстирать носки, погладить носовые платки, почистить костюм, обувь, убрать комнату. Сначала эти работы выполняются по инициативе воспитателей, но в дальнейшем они выполняются ребенком самостоятельно, при этом вырабатывается потребность оказывать помощь братьям, сестрам или младшим воспитанникам по собственной инициативе.

С развитием навыков труда по обслуживанию комнат мы постепенно расширяем сферу трудовой деятельности воспитанников, приобщая их к оказанию трудовой помощи другим людям, которые в ней нуждаются. Воспитанники постоянно убирают территорию учреждения, помогают по кухне, разбивают клумбы и высаживают цветы возле здания, проводят ежедневные и генеральные уборки по субботам всех помещений, сезонные работы на приусадебном участке, оказывают помощь в уборке урожая Кировским фермерам. Ежегодно весной и осенью проводится операция «Зеленый патруль» — по уборке улиц нашего поселка Фаянсовая, городского парка, улиц города Кирова.

Не для кого не секрет, что в такие учреждения, как наше приходят мальчишки  и девчонки разного возраста, недисциплинированные, не приспособленные к жизни, не желающие трудиться, не задумывающиеся о сколько-нибудь отдаленном будущем, привыкшие получать только готовое, а не отдавать. Поэтому, для изменения сложившейся ситуации, с целью подготовки воспитанников к самостоятельной жизни, самостоятельному труду, мы пригласили на работу опытных инструкторов  по труду, пользующихся уважением как среди взрослых, так и среди детей. Наши надежды были оправданы. Дети сразу потянулись к ним, с нетерпением и радостью ожидая очередной встречи с этими преподавателями.

На занятиях в кружке «Хозяюшка» все девочки школьного возраста учились и учатся всему тому, что понадобится им в самостоятельной жизни: шить на швейных машинках, вязать, вышивать, плести, выполнять лоскутную пластику, проводить ремонт одежды с учетом возраста. Занимаясь с удовольствием всеми видами рукоделия, что  подтверждает ежегодный опрос, девочки теперь выполняют различные изделия для себя (варежки, носки, шарфы, шапки, гобелены, платья, костюмы и многое другое). Лучшие работы, представляемые на ежегодную выставку-конкурс прикладного творчества среди воспитанников детских домов и интернатных учреждений в г. Калуге, занимают призовые места.

В столярной мастерской, во время занятий по трудовому обучению и в кружке «Художественное моделирование» ребята изучают вопросы обработки древесины, моделируют изделия из дерева, учатся работать со столярными инструментами, применять лаки, краски, выявлять нарушения и отклонения параметров безопасности технологических процессов. А закрепить полученные знания воспитанники могут на практике, изготавливая столярные изделия хорошего качества для нужд нашей столовой и всего учреждения: донышки, скалки, сувениры, плинтуса, швабры, скамейки, скворечники, шкатулки, подставки под горячее. Самими воспитанниками настилался линолеум в коридорах, кабинетах, уложили более 600 м2 брусчатки и принято активное участие в ремонте здания 1937 года постройки.

Личное участие воспитанников в такой деятельности способствовало и способствует приобретению элементарных профессиональных умений и навыков, самоутверждению и самореализации, служит проявлению бережного отношения к общественному имуществу, гуманизации деловых и межличностных отношений. Некоторые воспитанники, благодаря участию в ремонте здания, определились с профессией, и в настоящее время учатся в профессиональных учебных заведениях. Главным же достижением всей этой деятельности является осознание детьми важности своего труда, понимание того, что только самостоятельный и коллективный труд дает впечатляющий результат и является основой человеческой жизни.

Важным в трудовом воспитании является и учет индивидуальных особенностей детей. Так, физически ослабленным детям, не освобождая их от труда, воспитатели поручают очень небольшую работу.  Для детей малоподвижных подбираем работу, требующую движения. Рассеянному ребенку поручается труд, который требует сосредоточения, внимания: проследить, чтоб младшие воспитанники правильно собрали портфель, тщательно прополоть цветы, клумбу. Для детей со слабой волей важно, чтобы они каждую работу доводили до конца. Поэтому воспитатели поручают им выполнить задания, которые кажутся им неинтересными, и постепенно добиваются, чтобы они проявляли волевые усилия (ежедневно проверять качество уборки комнат, подобрать литературу и подготовить по ней сообщение к воспитательному часу). Для детей, склонных к лени (а их немалое количество), наоборот, для начала подбираем такую работу, которая могла бы заинтересовать, пробудила бы их творческую мысль (вырезать готовые детали игрушек, сделать пособия для занятий с дошкольниками, оказать помощь взрослому в подготовке спортивных мероприятий, праздников).

Важным видом трудового воспитания является ручной труд (работа с бумагой, лаками, красками, глиной, вышивание, вязание, изонить, мягкая игрушка, кройка и шитье).  Для развития навыка ручного труда на занятиях в кружках «Художественное моделирование» и «Хозяюшка» изучаются азы вязания, изонити.  Такие занятия необходимы для достижения положительных результатов в коррекционной работе. Они служат развитию внимания, аккуратности, упорства в преодолении трудностей, усидчивости.

Учебная деятельность – это тоже труд. На протяжении всех лет администрация, социально-психологическая служба, воспитатели ведут постоянный контроль за дисциплиной и успеваемостью детей, поддерживая контакт с администрацией, учителями школы, посещают учебные занятия.

В каждой семье выпускаются экраны успеваемости и ведутся специальные тетради, в которых ежедневно подводятся итоги дня по каждому воспитаннику. Затем итоги дисциплины обсуждаются 2 раза в неделю на собраниях у директора, а итоги успеваемости – еженедельно на «Совете профилактики», в конце четверти на общем собрании детей, где хорошо успевающие дети награждаются подарками. В результате такой плановой систематической работы сократилось количество различного рода дисциплинарных нарушений, а успеваемость на протяжении нескольких лет составляет 100 % .

Наш коллектив не стоит на месте. Продолжается поиск новых форм и методов работы по проблеме трудового воспитания, являющейся одной из важнейших в процессе социализации и становления личности ребенка.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply