Как сохранить и увеличить социальные инвестиции: мозговой штурм


2 октября на международном инвестиционном форуме Сочи-2015 состоялась секция «Социальные инвестиции – время испытания принципов». Участники секции обсудили вопросы взаимодействия государства, бизнеса и общества в условиях экономического кризиса, эффективность существующих механизмов социальных инвестиций, место некоммерческих организаций в развитии социального инвестирования. «Филантроп» публикует резолюцию участников секции.

Мозговой штурм «Социальные инвестиции – время испытания принципов». Директор департамента коммуникационных и социальных проектов РУСАЛ Рустам Закиев, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова (в центре) и директор CAF Россия Мария Черток. Фото ТАСС

Мозговой штурм «Социальные инвестиции – время испытания принципов». Директор департамента коммуникационных и социальных проектов РУСАЛ Рустам Закиев, член Общественной палаты РФ Елена Тополева-Солдунова (в центре) и директор CAF Россия Мария Черток. Фото: Руслан Шамуков/ТАСС

В 2014 году при подготовке ежегодного рэнкинга «Лидеры корпоративной благотворительности» — совместного проекта Форума Доноров, международной аудиторско-консалтинговой сети фирм PwC и газеты «Ведомости» —  были определены тренды, отражающие состояние социальных инвестиций в России. Было отмечено, что в российском бизнесе образовалось ядро из 50-55 компаний, которые системно подходят к политике выстраивания своей устойчивой политики в области КСО и готовы раскрывать свою ежегодную финансовую отчётность и размер социальных инвестиций. Эти компании в основном делают акцент на качестве своих инвестиций и той помощи, которую они оказывают обществу.

Вместе с тем, согласно докладу Ассоциации менеджеров и Школы бизнеса СПбГУ о состоянии политики КСО и социальных инвестиций, количественные и качественные индексы социальных инвестиций российского бизнеса за 10 лет с 2003 по 2013 год не продемонстрировали положительной динамики. Сейчас развитию социальной ответственности бизнеса и социальных инвестиций мешают три основных фактора:

  • необходимость сокращать издержки в условиях падающего рынка;
  • отсутствие государственной стратегии по проблематике социальных инвестиций и реальных рычагов, позволяющих сделать тему социальных инвестиций более понятной и эффективной;
  • дефицит кадров, глубоко понимающих проблематику и готовых эффективно работать.

Участники секции считают, что в условиях сжатия экономики сохранение и приумножение масштабов социального инвестирования может быть достигнуто только при консолидации усилий всех заинтересованных сторон — государства, бизнеса и общества. Первостепенное внимание при этом должно быть уделено стимулированию долгосрочных социальных программ с вовлечением широкого круга партнёров, тиражированию успешных практик социального партнёрства, поиску новых форматов и механизмов сотрудничества.

Участники секции отметили, что особое внимание следует уделить продвижению механизмов социального инвестирования, которые уже подтвердили свою эффективность. Во-первых, это партнёрство как глобальный тренд повышения устойчивости и эффективности социальных программ. Во-вторых, целевые капиталы, которые могут стать инструментом сохранения и приумножения благотворительных бюджетов некоммерческих организаций, а донорам позволят перевести часть программ на долгосрочную основу. В-третьих, инвестиции в проекты социального предпринимательства, которые могут стать точками роста и развития регионов. В-четвертых, корпоративное волонтёрство как действенный инструмент для значимых социальных изменений и построения корпоративных коммуникаций.

 

Участники секции считают, что существующее отношение и низкий уровень доверия к НКО приводит к недооцененности их потенциала. Вместе с тем, по мнению многих компаний, реализующих партнёрские программы с фондами, именно НКО обладают наибольшим опытом, компетенциями и пониманием социальной сферы для проведения программ, направленных на социальные изменения. Сегодня необходимо сделать важный шаг в развитии НКО, уделив особое внимание их профессиональному и организационному развитию и сделав их тем самым объектом социальных инвестиций.

Участники секции внесли следующие предложения:

Федеральным органам государственной власти

  • совместно с профессиональным сообществом разработать и утвердить Национальную концепцию устойчивого развития и социальной ответственности, включающую меры по совместному индикативному прогнозированию и планированию, а также государственному стимулированию корпоративной социальной деятельности, эффективности и конкурентоспособности
  • создать четкие и долговременные «правила игры» при реализации социальных инвестиций с формированием необходимой налоговой и правовой базы
  • рассмотреть возможность создания при Министерстве экономического развития Российской Федерации координирующего органа, отвечающего за анализ и отбор лучших практик социального инвестирования, поощрение наиболее эффективных проектов
  • обеспечить поддержку поправкам в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», которые были внесены на рассмотрение в Государственную Думу в октябре 2014 года. В поправках содержится юридическое определение термина «социальное предпринимательство». Их принятие поможет точной идентификации социальных предпринимателей и задаст прозрачные параметры оценки их деятельности
  • обязать компании со 100% государственным участием и региональные ГУПы публиковать ежегодную финансовую отчётность с выделением социальных и экологических показателей своей деятельности.

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации

  • провести внутренний аудит потенциально эффективных проектов социального инвестирования и сформировать предложения по партнёрству для бизнеса, присутствующего в регионе.

Государственному и частному бизнесу

  • продолжить работу по повышению прозрачности финансовой отчётности
  • создать условия для развития социального предпринимательства в российских регионах; участвовать в пропаганде и популяризации социального предпринимательства среди населения моногородов
  • рассмотреть возможность вложения средств в профессиональное и организационное развитие НКО как надёжного партнёра в реализации программ социального инвестирования.

Органам государственной власти, бизнесу, профессиональному сообществу

  • продолжить всестороннее обсуждение необходимости установки экономических стимулов для вкладов в фонды целевого капитала со стороны бизнеса
  • продолжить просветительскую работу по преимуществам и перспективам целевых капиталов среди НКО и бизнес-структур
  • объединить усилия по формированию привлекательного и понятного образа социально ответственных компаний.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий