Нежелание учиться: как повысить мотивацию к учёбе


Многие родители сталкиваются с тем, что их ребёнок не хочет ходить в школу, отказывается выполнять домашнее задание, закатывает утром истерики, находит изощрённые способы остаться дома. Как родители, мы возлагаем много надежд и желаний на наших детей. Мы хотим, чтобы они были счастливы, здоровы, независимы… и надеемся, что они добьются успеха как в личном, так и в профессиональном плане. Но не все дети стремятся учиться. Нежелание ребёнка ходить в школу – это всего лишь симптом, тогда как основная причина лежит намного глубже.

Каковы же причины нежелания ребёнка учиться?

Основная причина связана с тем, что у ребёнка не сформирована мотивация к получению новых знаний. А это, как правило, обусловлено стремлением родителей сделать из ребёнка вундеркинда: они стараются научить его с 3-4 лет бегло читать и считать, обучают иностранным языкам ещё до того, как малыш начнёт чисто говорить на родном языке. Однако родители не учитывают главного – не стоит забегать вперёд и требовать от ребёнка того, что не соответствует уровню его психофизиологического развития, этим они делают ребёнку только хуже.

Кроме этого, у ребёнка могут быть трудности самоорганизации – невозможность планировать время, выполнять домашние задания, самостоятельно учиться. В данном случае важно помочь ребёнку научиться учиться, развивать навыки тайм-менеджмента.

Повышенная нагрузка – при наличии множества кружков, секций, занятий с репетиторами, а также выполнение домашних заданий у ребёнка совершенно не остаётся времени и сил не только на освоение школьной программы, но и на отдых.

Иногда причину нежелания ребёнка учиться следует искать в его индивидуальных особенностях нервной системы – темпераменте. Необходимо учитывать темп вашего малыша, двигаться с заданной скоростью, а не пытаться подвести к общей черте. Все дети обучаются с разной скоростью, поэтому, когда ребёнок не успевает за одноклассниками, либо наоборот, намного опережает их, возникает проблема сопоставления. Этого делать не следует. Лучше отмечать изменения ребёнка на фоне его самого, а не других ребят, отмечать его собственную динамику.

Ещё одной причиной может стать страх неуспешности – при определённых условиях и методах воспитания у ребёнка может появиться страх не оправдать ожидания значимого взрослого, быть недостойным и незаслуживающим любви. Ребёнок должен знать, что родители его всегда будут любить, какую бы отметку он не принёс из школы. Здесь важна поддержка родителей и безусловная любовь, только так ребёнок будет чувствовать уверенность в своих силах, пробовать что-то новое, не боясь ошибиться.

Кроме того, в качестве причин нежелания ребёнка учиться могут быть другие люди – конфликты с учителями, одноклассниками, есть проблемы в отношениях с родителями. Общение не ладится, ребенок протестует, поскольку не знает, как другим образом разрешить эту ситуацию, конфликт только усиливается. На самом деле он просит о помощи. Здесь следует работать над отношениями.

Поиск корня проблемы поможет вам и вашему ребенку разработать план преодоления барьеров, которые мешают ему учиться, а также укрепит ваши с ним отношения.

Что делать, если ваш ребенок «не хочет учиться»?

Итак…

Во-первых, оставайтесь вовлеченными, продолжайте заниматься его образованием. Согласно результатам исследований, проведенных центром исследований родителей и детей Иллинойского университета, участие в академической жизни ребенка является одним из самых важных шагов, которые вы можете предпринять. Учитесь вместе с ребёнком!

Во-вторых, задавайте вопросы. Как это сделать? Спросите вашего ребенка, чему он учится. Поставьте себе цель как родителю всегда быть в курсе того, какие уроки ваш ребенок в настоящее время изучает в школе. Это также отличный способ для вас придумать способы сделать вещи более интересными и динамичными. Например, если ваш ребенок изучает жизненный цикл деревьев, отправляйтесь на прогулку на природу и попытайтесь определить возраст дерева на основе характеристик ствола и листьев. Если они изучают историю, попробуйте найти фильм, связанный с историей, который можно будет вместе посмотреть.

В-третьих, говорить об опыте обучения. Важно не только интересоваться контрольными работами и оценками, но и говорить с ребенком о его учебном опыте. Что ему нравится? Что вызвало у него наибольший интерес? Попросите его научить вас тому, чему он научился сегодня в школе – изложение урока его собственными словами поможет ему сохранить то, что он узнал. Чем больше вы будете говорить со своим ребенком, тем больше вы сможете понять, что такое школа для него самого.

В-четвёртых, сосредоточьтесь на интересах вашего ребенка. Когда обучение вовлекает детей в области и предметы, представляющие интерес, то оно становится увлекательным. Поощряйте ребёнка изучать темы и предметы, которые его увлекают. Если он любит динозавров, помогите ему найти увлекательные и интересные книги и истории о динозаврах. Затем попросите его назвать пять своих любимых динозавров и объяснить, почему он выбрал каждого из них.

В-пятых, сделайте обучение увлекательным с помощью игрового обучения. Когда ребенок активно участвует в игре, его мозг получает удовольствие от изучения новой системы и не воспринимает обучение как тяжёлую ношу или наказание. Ещё в игре присутствует соревновательный аспект, поэтому дети стремятся больше узнать, лучше выступить, чтобы заработать больше очков для своей команды и победить.

В-шестых, сделайте каждый день днем обучения. Превращение каждого дня в день обучения может показаться абсурдом, но на самом деле это не так, если делать это правильно. По возможности поощряйте ребенка исследовать окружающий мир, задавать вопросы и устанавливать связи. Помогите ему анализировать и критически осмыслить то, что он видит и переживает. Превращение каждого дня в учебный поможет вашему ребенку развить внутреннюю мотивацию учиться в классе, дома или где бы он ни был.

Чтобы мотивировать ребенка к учебе, нужно время и терпение. Ничто не работает так, как ваше активное, позитивное участие в образовательном путешествии вашего ребенка. Со временем вы заметите, что у ребёнка просыпается интерес к учёбе и школьной жизни, а ваши отношения становятся по-настоящему искренними и доверительными.

Статья подготовлена психологом благотворительного фонда «Нить добра» при поддержке фонда президентских грантов в рамках реализации проекта «Инклюзивная творческая мастерская для детей с онкологическими и другими тяжелыми заболеваниями».

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply