«Как можно бороться с курением табака, одновременно борясь с повышением цен на табак?»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

На сайте Минздравсоцразвития для общественного обсуждения опубликован законопроект «О защите здоровья населения от последствий потребления табака», фактически запрещающий благотворительную деятельность табачным компаниям. «Это правильно — запретить табачным компаниям заниматься благотворительностью?» — такой вопрос «Филантроп» задал известным людям.

В частности, в этом законопроекте предполагается запрещение спонсорства табачными компаниями, в том числе любой вклад в организацию и проведение табачными компаниями любых акций и мероприятий в сфере образования, физкультуры, спорта, здравоохранения и культуры, а также оказание табачными компаниями любой помощи образовательным, физкультурно-спортивным, благотворительным организациям, организациям здравоохранения и культуры. В общем, практически полный запрет на благотворительную деятельность.

Сергей Колесников, зампред комитета Госдумы по охране здоровья, доктор медицинских наук, профессор, действительный член (академик) РАМН

Благотворительность благотворительности рознь! Часто бывают такие  благотворительные акции, информация о которых очень широко распространяется, скажем, размещается на баннерах, на разнообразных сайтах и т.д. Но это же не совсем благотворительность, это фактически скрытая реклама!

В большинстве стран мира благотворительность не облагается никакими налогами, и если уж говорить абсолютно честно, это практически является уводом денег в сферу рекламы. Но если они это делают без размещения своих баннеров и каких-то других рекламных материалов, это, конечно, совсем другое дело и запретить это сложно.

Наверное, это примерно та же ситуация, как и во взаимоотношениях медицинских представителей и фармацевтических компаний. То есть если все это делается табачными фирмами абсолютно легально и без рекламы  — это одно, а если с элементами рекламы — тогда совсем другое. Однако эти два момента очень сложно разделить.

Конечно, нельзя запрещать, скажем, анонимную благотворительность. Если у неких кампаний есть возможность и потребность этим заниматься, то ради бога! Но ведь есть и всевозможные теневые способы: например, берутся деньги компании и просто переводятся в какой-то благотворительный фонд.

Кстати, недавно полномочный представитель правительства Российской Федерации в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский на одном из федеральных телеканалов открыто выступал против этого закона и говорил о том, что это надо делать по-другому, вот, мол, я курю 40 лет и, дескать, какой я успешный. Фактически это тоже можно расценить как скрытую рекламу табакокурения. В нашей стране всегда существует опасность ухода в тень всех этих процессов. Если табачные компании не смогут это делать открыто, и через благотворительность их будут ловить на скрытой рекламе, тогда они смогут действовать по-другому, через «агентов влияния». Бизнес, который получает огромные прибыли, абсолютно не заботиться о законности. Надо Маркса перечитывать…

Виктор Данилов-Данильян, директор Института водных проблем РАН, членкор РАН, министр охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ в 1991-1996гг.

Чем бы ни занималась та или иная компания, ее расходы в конечном счете все равно перекладываются на потребителя. Стало быть, если табачная компания занимается спонсорством, то затраты на это спонсорство отражаются в повышении цен на ее изделия. И как же тогда можно бороться с курением табака, одновременно борясь с повышением цен на табак!? Мне, как экономисту, это совершенно непонятно.

Что касается спонсорства в сфере науки, культуры, спорта и всего такого прочего, то, с моей точки зрения, если компания занимается легитимной спонсорской деятельностью, то ни в коем случае нельзя ей в этом мешать! А вот если некая компания таким образом работает на отмыв денег, полученных от нелегальной торговли оружием или, скажем, от торговли наркотиками, то нужно бороться не против спонсорства, а против этой ее деятельности.

Но если компания легитимна, зарабатывает деньги законопослушным образом, исправно платит налоги, то мешать заниматься спонсорством ей можно только от неразумения. Что касается рекламы табачных компаний, скажем, во время крупных культурных или спортивных форумов…

Пожалуйста, вносите поправки в закон о рекламе и запрещайте те или иные (или вообще все) формы рекламы табачных изделий, причем, даже в том случае, если реклама сообщает о спонсорских усилиях табачной компании. Но не запрещайте же само спонсорство, потому что это глупость! Наши законодатели, по-моему, не видят дальше, чем на один ход.

Михаил Жванецкий, писатель-сатирик

По-моему, все правильно, потому что табачные компании травят людей, помогают тому, чтобы они быстрее уходили бы в мир иной, и просто занимаются вредным делом. Я уверен, что и торговцы наркотиками тоже занимаются благотворительностью – вот бы и их налогами обложить! Но если и им разрешить заниматься благотворительностью, то, значит, приветствовать их преступную деятельность. Мне это не очень нравится. Зато мне нравятся последние постановления законодателей США о том, чтобы запретить курение во многих местах.

1 comment

Add yours
  1. Алексей

    Бред! При всем моем уважении к Жванецкому. Пусть хоть одна табачная компания поможет моему ребенку с диагнозом ДЦП и я буду ей безмерно благодарен. Кстати, курю, сколько себя помню и никому не жалуюсь.

Добавить комментарий