«Благотворительность вместо сувениров»: инициатива становится правилом


Летний лагерь Дети Марии

Новогодняя инициатива «Благотворительность вместо сувениров» появилась сравнительно недавно. Но к ней уже присоединились многие российские и международные компании. В преддверии очередного праздничного сезона мы решили узнать о намерениях нескольких постоянных участников этой акции и получить отзывы от благополучателей.

В течение 2007-2008 гг. благодаря инициативе российского бизнеса «Благотворительность вместо сувениров» в некоммерческий сектор, на оказание адресной помощи, на поддержку детских домов было направлено порядка 180 миллионов рублей. Благополучателями стали 188 организаций и благотворительных проектов. В инициативе приняли участие 236 московских и международных компаний.

Как сувенирные бюджеты компаний стали благотворительными.

Первой компанией, перечислившей весь свой корпоративный сувенирный бюджет в пользу нуждающихся еще в 2005 году, стала аудиторско-консалтинговая фирма PricewaterhouseCoopers в России (PwC).

В 2007 г. PwC, вместе с компаниями «Тройка Диалог», ГК «Ренова», ИГ «КапиталЪ», Sequoia Credit Consolidation, «Комкон», «МДМ Банк» и «КомпьюЛинк», составили рабочую группу инициативы, координатором которой выступил CAF Россия. Благодаря их усилиям акция получила широкий резонанс и обрела новых сторонников.

центр "Дети Марии"

И в этот Новый год PwC продолжит начинание. Адресаты помощи у фирмы постоянные. «Сделав свой выбор однажды, в рамках этого направления благотворительности мы ежегодно помогаем одним и тем же организациям, а также проводим новогодние праздники для детей из одних и тех же подмосковных детских домов» — рассказывает Людмила Мамет, руководитель программы корпоративной ответственности PwC.

В число организаций-благополучателей вошли, в первую очередь, те, кто занимается образованием. Например, Общество помощи аутичным детям «Добро» разрабатывает программы обучения для таких детей и поддерживает их семьи, а Художественный центр «Дети Марии» содействует социальной, психологической и интеллектуальной реабилитации своих подопечных посредством творческих занятий. «Мы считаем, что именно образование в различных его формах, а не покупка игрушек и ремонт помещений поможет детям лучше реализовать себя и найти достойное место в жизни. PwC в России участвует в более 20 благотворительных проектах, которые в основном содержат в себе образовательные элементы» — говорит госпожа Мамет.

Свое намерение участвовать в акции в этом году подтвердили и в ГК «Ренова». Средства этой компании направляются, преимущественно, на медицинские проекты. Например, среди ее постоянных благополучателей — фонд «Подари жизнь». В прошлом году «Ренова» участвовала также в программе совместных даров Российского фонда помощи — проект «Щелкунчик» был адресован детям с ДЦП. Эта программа устроена таким образом, что компания вносит основную часть суммы, необходимую на лечение ребенка, а оставшиеся средства собираются читателями газеты «Коммерсантъ». «В этом году мы бы хотели продолжить сотрудничество с Росфондом, потому что очень успешно идет сбор средств, — говорит Ольга Башкирова, руководитель проектов благотворительного фонда «РЕНОВА». – Есть главная спонсирующая организация, и читатели охотнее жертвуют, когда видят, что проект поддерживает какая-то крупная компания».

Олег Алексеев, генеральный директор благотворительного

Картина ребят из центра "Дети Марии"

фонда «РЕНОВА», уверен, что благотворительность не только полезна в социальном отношении, но и создает внутренние изменения в самих благотворителях. Забота о других, а не только о себе самом, открывает людям что-то новое в жизни: «Когда в компании начинают говорить о благотворительности публично и не считают это дело чем-то таким аутсайдерским, это значит, что очень правильно все, что ситуация изменилась принципиально».

Однако «запал» акции «Благотворительность вместо сувениров» неизбежно снижается со временем, считает Олег Алексеев. В том смысле, что в первые два года – это новая и оригинальная идея, вызывающая энтузиазм, а потом такая практика становится нормой: «То есть, мы уже ничего не экономим – мы от сувениров отказались. И этого бюджета уже нет. Не можем же мы заниматься профанацией – каждый год ставить сувенирный бюджет, а потом его переводить на благотворительность – это смешно».

Выяснилось, что в стратегии отказа от корпоративных подарков есть своеобразная «ловушка»: когда организация участвует в инициативе первый год, сувенирный бюджет уходит на благотворительность, — и никаких проблем не возникает. А потом бывает так, что от этого бюджета компания отказывается, и приходится всякий раз заново изыскивать источник.

Определенные сложности в этой связи отмечает и Юлия Юдина, руководитель программ CAF Россия: «Некоторые компании не смогли участвовать в инициативе второй раз. Их менеджеры говорили: “Раньше у нас был подарочный бюджет, а теперь его нет вообще”».

Выход из ситуации Олег Алексеев видит в том, чтобы просто сделать новую отдельную статью расходов – на благотворительность, размер которой соответствовал бы традиционному сувенирному бюджету компании.

Дети Марии

Есть и другой вариант: когда благотворители заказывает поздравительные открытки и сувениры у НКО.

О такой практике рассказывает Наталья Хасанова, директор Центра «Дети Марии»: «Под Новый год многие компании обращаются к нам, приобретая нашу продукцию: открытки и керамику. Это мощное вливание – один из источников нашего существования на протяжении года».

Открытки Центра красочные и жизнерадостные. На обороте — сведения об организации, коллективная фотография. Люди получают и поздравление – знак внимания, и информацию: о том, чем занимается Центр, о детях, которые живут в детских домах и интернатах, а рисуют и лепят в студии. «Многие, получив эту открытку, потом к нам приходят – говорит Наталья, — как волонтеры… А дети всегда очень трепетно следят за тем, купят их работы или нет. И когда узнают, что это случилось, очень радуются… Есть компании, которые обращаются к нам в течение всего года. «КомпьюЛинк», например, покупает у нас керамику, картины, чтобы делать подарки на разные праздники, а не только к Новому году. За что им большое спасибо!».

ГК «КомпьюЛинк» постоянно участвует в различных «подарочных проектах» с 2007 г. Тогда одним из адресатов ее помощи стал Учебный центр «Татьянка», где занимаются люди с ограниченными возможностями. Они создают уникальные работы в технике резьбы по дереву. В благодарность, ребята из центра подарили компании часть своих чудо-поделок. Это были не обычные новогодние подарки, сошедшие с конвейера, к которым привыкло большинство сотрудников. «Признаться, далеко не все у нас смогли сразу оценить такие сувениры, — говорит Наталья Колесниченко, руководитель дирекции маркетинга, PR и рекламы ГК «КомпьюЛинк», в ведении которой находятся социальные программы группы. — Как любое нововведение, отказ от поздравительной кампании в ее традиционном формате сразу нашел своих сторонников и критиков. Но почти все, кто видел эти поделки воочию и узнавал историю их создания, детали жизни авторов, были растроганы и поддержали нашу инициативу». Теперь дарить такие уникальные подарки стало для «КомпьюЛинка» традицией.

Как и в других компаниях, здесь также намерены развивать эту линию благотворительности и дальше. Помогает «КомпьюЛинк» организациям, работающим и с детьми, и с взрослыми. Среди них: Центр лечебной педагогики (ЦЛП), Центр социальной реабилитации взрослых и детей с ограниченными возможностями «Турмалин», Фонд помощи хосписам «Вера».

Дети Марии

CAF Россия, который не только координирует инициативу, но и сам участвует в ней, тоже заказывает сувениры, сделанные руками подопечных. «В поделках, которые мы получили от интегративной школы «Ковчег» такое тепло… – говорит Юлия Юдина. — Они настолько индивидуальные, трогательные. И когда ты знаешь, что за этим стоит — это вдвойне ценный подарок. А обезличенные, одинаковые, бездушные календари, ежедневники, ручки — никакого удовольствия не доставляют».

Координаторы надеются, что инициатива «Благотворительность вместо сувениров» будет развиваться и дальше. Кроме того, что постоянно растет число ее сторонников в Москве, расширяется и география. Уже в 2008 г. в ней приняли участие 6 региональных компаний из Новосибирска, Санкт-Петербурга, Иркутска, Самары. А в начале 2009 года присоединилась Сибирская сервисная компания.

Международные корпорации активно распространяют свой опыт на подразделения, находящиеся в разных странах. «Хочется отметить, что наше начинание вызвало большой интерес и поддержку не только в России, но и за ее пределами, — рассказывает Людмила Мамет. — Так, например, PwC в Канаде серьезно думает о внедрении этой инициативы, а PwC в Казахстане уже ее реализует, что вызывает глубокое одобрение со стороны ее клиентов и партнеров».

По словам Юлии Юдиной, идеей заинтересовались на Украине, где планируют повторить успех российских коллег. Также обсуждается использование модели инициативы «Благотворительность вместо сувениров» в Индии, и, возможно, в Бразилии.

Во что превращаются «сувенирные» деньги.

Большинство компаний помогает детям. Как правило, всем понятно, что такая помощь значит в жизни ребенка — в особенности, когда дело касается здоровья. Гораздо менее очевидны результаты поддержки в тех случаях, когда средства идут, скажем, в Фонд помощи хосписам, или в организацию «Собаки — помощники инвалидов».

На примере Регионального общественного фонда помощи престарелым «Доброе дело» мы постараемся показать, что значат пожертвования для таких организаций.

«В первый раз мы получили поддержку в рамках инициативы «Благотворительность вместо сувениров» в конце 2007 года, — говорит Эдуард Карюхин, руководитель фонда. — Для нас это было очень приятным и неожиданным сюрпризом – под Новый Год. Потому что все время мы испытываем дефицит средств для гуманитарной помощи нашим престарелым подопечным. И вот, когда к нам пришло известие о том, что компания «AZ» хочет нам перечислить $10 000… Мы просто чуть не плакали от радости. Ну, просто это восторг был!»

На эти деньги фонду удалось в течение года обеспечить работу четырех врачей — хирурга, геронтолога, окулиста и ЛОРа, а также — медицинской сестры и специалиста по физической реабилитации (массажиста, занимающегося с пенсионерами лечебной физкультурой). Все они посещают пожилых людей на дому. Кроме того, удалось оплатить труд 12 патронажных работников (также в течение года), которые обеспечивают «бытовой уход» — оказывают необходимую помощь в приготовлении пищи, мелкой стирке, и, главное, общаются с пожилыми людьми. Каждый из них навещает своих подопечных раз в неделю. А еще средства были использованы для приобретения и доставки гуманитарной помощи – продуктов и лекарств, и на другие важные нужды.

«У нас очень скромные расценки, мы это знаем, — рассказывает Эдуард Валентинович. — И, тем не менее, люди годами с нами работают. По сути – это волонтерский труд. Колоссальный по психическому и физическому напряжению».

Судите сами: патронажный работник получает 200 руб. за посещение подопечного, врач, медсестра, специалист ЛФК и физиотерапевт – 280 руб.

«И вот прошел год, — продолжает рассказ Эдуард Валентинович. — И вдруг, опять нам звонок из CAF. И опять нам сообщают, что теперь уже другие компании приняли решение помогать нам в рамках программы «БВС». Мы снова по аналогии поступили. Потому что всегда есть потребность в средствах – мы могли бы работать больше и больше, — нуждающихся очень много. Потому мы всем, кто нас поддерживает, безмерно благодарны».

Дети Марии

На сегодняшний день у фонда – 314 зарегистрированных подопечных. Это очень пожилые люди, все – нуждающиеся, с ослабленным здоровьем. Кроме того, постоянно обращаются за помощью и другие пенсионеры – таких еще несколько сотен человек.

Надеемся, что в этот Новый год и фонд «Доброе дело», и другие некоммерческие организации, снова получат помощь. А это значит, что будет сделано еще много добрых дел.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply