«Барометр кризиса»: компании пересматривают благотворительные бюджеты


Форум Доноров продолжает свой проект «Барометр кризиса» — мониторинг развития корпоративной благотворительности в России в актуальной экономической ситуации. Опрос проводится ежемесячно среди представителей крупных компаний, отвечающих за реализацию социальной политики, и состоит из двух типов вопросов — о финансовой политике и о социальной деятельности.

В феврале на нашу анкету откликнулось 30 компаний. Хочется отметить, что число участников опроса фактически не меняется из месяца в месяц. Причиной этому могут быть как нежелание компаний раскрывать происходящие изменения, так и отсутствие окончательно принятых решений. При этом учитывая заинтересованность в результатах опроса надеемся, что в будущем число ответивших увеличится, тем более что опрос анонимный и результаты представляются в обобщенном виде.

Бюджеты

Один из важных вопросов анкеты – об изменениях благотворительного бюджета по отношению к прошлому году. Общая картина за два предыдущих месяца отражала намерение компаний сохранить объем социальных инвестиций на уровне 2014 года.

График 1 Динамика благотворительных бюджетов за три месяца

(Без учета компаний, в которых на момент опроса решение не было принято)

График 1

Однако отдельные компании показали как сокращение, так и рост бюджетов, поэтому в февральском опросе мы попросили респондентов уточнить, насколько данные изменения существенны. Кроме того, мы попросили указать причины, по которым было принято решение увеличивать или уменьшать расходы на корпоративную благотворительность.

Из 30 опрошенных компаний практически равное количество отметили положительную и отрицательную динамику изменений бюджета (шесть компаний сократили бюджеты, пять – увеличили). Разброс показателей по увеличению бюджета очень значительный: от 1-5%, который компании объясняют инфляцией, до >20%, что связано с развитием благотворительных программ. При этом сокращение бюджета в пяти случаях из шести весьма существенное – более чем на 20%, что во всех случаях компании объясняют нестабильной ситуацией на рынке и серьезным снижением прибыли.

Кроме того, ряд компаний отмечает остающуюся возможной вероятность пересмотра бюджета в течение года в зависимости от финансовых показателей.

График 2 Динамика благотворительных бюджетов компаний (%)

График 2

Партнерство

Январский опрос показал, что многие компании в качестве одного из возможных решений для сохранения собственных благотворительных программ рассматривают развитие партнерских отношений, в том числе с другими донорами.

О том, что компания реализует благотворительные проекты и программы в партнерстве, заявили 28 из 30 респондентов. При этом половина опрошенных ожидаемо указала в качестве ключевого партнера некоммерческие организации (в прошлом году более 60% участников проекта «Лидеры корпоративной благотворительности» отметили, что сотрудничают с крупными НКО). Вторым по популярности ответом стало партнерство с властью. Кроме того, 12 респондентов отметили, что партнерами их благотворительных программ являются другие компании.

График 3 Партнеры в рамках реализации благотворительных программ

График 3

Надо отметить, что тема партнерства, возникшая как антикризисная мера, представляет собой гораздо более серьезную задачу для благотворительного сектора в целом. Именно наличие разного рода партнерств показывает зрелость институциональной благотворительности, понимание правил ее развития и готовность максимально эффективно использовать все имеющиеся в наличие общества ресурсы.

В последнее время данная тема стала появляться на различных площадках как федеральных, так и региональных, как среди бизнеса, так и в других секторах. Надеемся, что следующим этапом будет переход от обсуждений о сложностях и условиях, при которых партнерство может развиваться, к реальной деятельности.

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply