«Живой фандрайзинг» в России: благотворительные круги впервые провели в Тольятти


Формат «живого фандрайзинга», который называют также благотворительными кругами, широко применяется в Европе. Первым официально зарегистрированным открытым кругом благотворителей стал TheFundingNetwork (TFN). Это случилось в 2002 году, с тех пор круги TFN существуют уже в 13 странах мира. В этом году «живой фандрайзинг» пришел в Россию, первый благотворительный круг собрался в Тольятти 20 марта.

По сути «живой фандрайзинг» —  нетворкинг, сопровождающийся формальным мероприятием. Организаторы события приглашаютдрузей фонда в какое-то интересное, необычное место и создают условия для непринужденного общения гостей. Потом представители благотворительных проектов презентуют их перед собравшимся и желающие могут их поддержать.

20 лет фонда и первая акция «живого фандрайзинга» в Тольятти

Первое событие в формате «живого фандрайзинга» было приурочено к двадцатилетию фонда «Тольятти» — первого зарегистрированного в России фонда местных сообществ. Один из учредителей «Тольятти» фонд «КАФ Россия», который как раз и помогал фонду перенести опыт благотворительных кругов на российскую почву.

Место проведения — ресторан «Огни Жигулей» — в целом соответствует требованиям формата. Новый зал, с террасой и видом на главные достопримечательности города — Волгу и Жигулевскую возвышенность. Многие гости признавались, что побывали здесь впервые и вообще узнали об этом месте только  из анонсов организаторов.

This slideshow requires JavaScript.

Инклюзивная площадка

Первый проект «Мир спорта для людей разных возможностей» от АНО Центр иппотерапии «Живой Мир» представляла Ирина Рамаева. Задача — построить возле тренировочной арены детскую инклюзивную площадку, с тренажерами, доступными для детей с инвалидностью. «Занятие иппотерапией с ребенком длится 30 минут, ради которых родители приезжают со всех концов города. Порой дорога занимает больше времени, чем длится само занятие», — говорит Ирина. Если бы возле центра была площадка, где родители с детьми могли провести время и позаниматься спортом с педагогом-реабилитолого, это могло бы стать дополнительным способом реабилитации для детей и социализации для семьи в целом. На возведение площадки требуется 4 млн 633 тысячи рублей, а также нужна административная помощь — земля, на которой будет строиться площадка, принадлежит муниципалитету, что влечет за собой множество бюрократических сложностей.

По итогам «Мир спорта для людей разных возможностей» получил 65 тысяч рублей пожертвований, присутствовавшие депутаты пообещали помочь во взаимодействии с администрацией города, а столичные гости оказались готовы поделиться своим опытом строительства таких площадок в Москве.

Как проходят благотворительные круги
  • Организаторы выбирают не более четырех благотворительных организаций, у каждой по 6 минут на выступление.
  • После каждой презентации 6 минут на вопросы из зала.
  • Затем благотворители покидают зал и начинается обсуждение проектов и сбор средств.
  • Обсуждение и сбор проектов модерируется организаторами. Сначала высказываются в поддержку первого проекта, затем второго и так далее.
  • Поддержать проект можно не только деньгами — можно предложить свои услуги как консультанта, партнера, волонтера или поддержать любыми другими ресурсами.
  • Сумма пожертвований фиксируется отображается на мониторах онлайн. Чтобы пожертвовать деньги нужно поднять руку, назвать имя и сумму, информация добавляется таблицу и на мониторе онлайн отображается изменение итоговой суммы сбора в пользу проекта.
  • Гость заполняет анкету пожертвования.
  • После того, как обсудили все проекты и все желающие их поддержали в зал вновь приглашаются их представители.
  • Озвучивается сумма сборов на каждый проект и общая собранная сумма.
  • Все гости возвращаются к непринужденному общению между собой, а в это время организаторы собирают взносы у жертвователей. Благотворительные круги — это способ поиска финансирования в первую очередь для фондов местных сообществ. Цель «живого фандрайзинга» —  объединить людей различного достатка и предоставить им возможность влиять на вопросы, которыми они обеспокоены, объединяя свои средства, обучаясь и получая в процессе этого удовольствие.

Благотворительный магазин в городе

Про второй проект «Центр социальной активности «Мїръ» от фонда «Добрый город» рассказывала Яна Хорсоженко. Докладчица явно волновалась, в чем и сама призналась гостям. Идея проекта — создать в городе благотворительный магазин и развивать центр социальной активности.

Сейчас этот центр принимает от жителей города ненужные вещи, сортирует их и отправляет на переработку. В перспективе вещи в хорошем состоянии можно было бы раздавать за  пожертвование в благотворительном магазине. А часть вещей могут стать сырьем для поделок и хенд-мейда, которые будут продаваться в благотворительном магазине и создаваться тут же в центре. Для этого планируется открыть ткацкие курсы. Кроме того, главную целевую аудиторию центра, пенсионеров, будут учить ориентировать в современном информационном и технологическом мире: как пользоваться гаджетами и, например, интернет-банкингом.  Еще один потенциальный вид социального бизнеса такого центра — услуга «Бабушка на час».

«Центр социальной активности «Мїръ» просил в общей сложности 30 тысяч рублей: 8 тысяч на ткацкий станок, 15 тысяч руб на резак по одежде и 7 тысяч руб на парогенератор, чтобы обрабатывать одежду перед продажей. А получили 49 тысяч и рекламный контракт для продвижения магазина впридачу.  Проект поддержали в основном гости-предприниматели, из обсуждения стало что социальный бизнес воспринимается все же как бизнес, а пожертвование скорее как венчурная инвестицию.

Шесть задач организатора «Живого фандрайзинга»
  1. Выбрать проекты для презентации. Важно соблюдать прозрачность отборочного процесса и прозрачность критериев.  Например, одно из важных требований в TFN— у проектов должна быть одинаковая финансовая цель, то есть сумма желаемых сборов должна совпадать. В TFN, например, это 6 тысяч фунтов.
  2. Подготовить благотворительные организации к мероприятию. Помощь в подготовке презентации, которая должна уложиться в 6 минут, при этом представить организацию, проект, рассказать о том, сколько денег ей нужно, куда они будут направлены и к каким изменениям приведут. В итоге должно получиться выступление в стиле TEDTalk — яркое, естественное и содержательное.
  3. Организовать само событие. Найти интересное место, которое хотели бы посетить люди — новый отель, картинная галерея, общественное здание, куда обычно трудно попасть. Важно при этом минимизировать затраты на его проведение, например, найти спонсора. А также подготовить зал, распределить роли, напечатать материалы для гостей и тому подобное.
  4. Подготовить публику. Это одна из самых сложных и нетривиальных задач. Гостей лучше приглашать используя собственные связи или сети благотворительных организаций, которые будут выступать. Нужно помнить, что один из принципов благотворительных кругов — открытость. Тут нет ограничений по достатку или социальному статусу и нет никаких входных билетов или обязательных минимальных взносов.
  5. Сбор пожертвований. Ведущий объясняет гостям правила проведения и модерирует обсуждение и процесс сбора средств, следит за соблюдением регламента. Его участие также должно быть естественным, содержательным и при этом ярким.
  6. Пост-сопровождение события. Оформить пожертвования, установить контакты между гостями и благотворителями и обязательно через год предоставить отчет об изменениях, которые произошли благодаря участию в благотворительных кругах. 

Альтернативный тип водородного двигателя

Третьим был «Водолей», проект от «Молодёжного Банка Тольятти» по созданию альтернативного типа водородного двигателя. Докладчика было два Сергей Соков и Роман Грачев. Их выступление было, пожалуй, самым ярким, но они не уложились в регламент и не дошли до главного — сколько денег и на что им потребуется. Да и говорить в автомобильной столице про новый тип двигателя — не самая простая задача. К докладчикам было много технических вопросов от гостей-экспертов. В итоге «Водолей» не получил никакой финансовой поддержки, но некоторые гости увидели в этом бизнес потенциал и пообещали познакомить докладчиков не с донорами, а именно с инвесторами.

В этом году благотворительные круги пройдут еще в нескольких городах России. Уже известно, что форматом заинтересовались в пензенском фонде «Гражданский союз».

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply