Филантропия при советах


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Продолжаем наши заметки. Предыдущая была посвящена золотому веку российской благотворительности и заканчивалась ситуацией, сложившейся после прихода большевиков к власти.

Эксперты: в СССР благотворительности не было.

Большинство российских экспертов полагают, что в советское время благотворительность была практически уничтожена. Вот что они говорят об этом. Цитируем:

В советское время в разные годы благотворительность понималась и оценивалась негативно.

Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.

Советская власть с благотворительностью расправилась быстро, как и со всеми формами общественной и общинной жизни, а, расправившись, еще и ошельмовала, вколотив в наше сознание негативные ассоциации с образом благотворительности.

В годы Советской власти благотворительность, как явление, было уничтожено.

В самом деле, официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была изложена в Большой Советской Энциклопедии 1927 года. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».

А в Большой Советской Энциклопедии 1950 г., к примеру, благотворительность определяется как

помощь, «лицемерно оказываемая представителями господствующих классов … некоторой части неимущего населения с целью обмана трудящихся и отвлечения их от классовой борьбы». «При социализме благотворительность не нужна, — указывалось в энциклопедии, — поскольку в обществе уничтожены нужда и нищета» (Большая Советская Энциклопедия, т.5: 278).

Б. Кустодиев. Большевик.

Может быть, благотворительности в СССР действительно не было?

Практических примеров, подтверждающих этот тезис достаточно много:

В 1917 г. более 200 богаделен в Москве были закрыты, и их обитатели выброшены на улицу.

В 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.

Во время голода в Поволжье в начале 20-х годов Патриарх Тихон учредил Всероссийскую церковную комиссию для оказания помощи голодающим. В 1922 году эта комиссия была распущена властями, а собранные средства конфискованы. В 1928 году общецерковная благотворительность была запрещена (запрет был подтвержден в 1961 и 1967 годах).

Когда голодал Казахстан, власти возвращали обратно продукты, присланные европейской общественностью.

И, тем не менее, благотворительность в СССР существовала.

Советская благотворительность в годы войны.

Прежде всего, было бы несправедливо говорить о полном прекращении церковной благотворительности в советской России и обойти вниманием деятельность Церкви в годы Великой Отечественной войны. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях и сирот в детских домах.

30 декабря 1942 года митрополит Сергий обратился к пастве с призывом собрать средства на сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского. Всего на танковую колонну собрано было более 8 миллионов рублей.

 Москва собрала свыше 2 миллионов рублей, в блокадном голодном Ленинграде православные собрали один миллион рублей на нужды армии, в Куйбышеве стариками и женщинами было пожертвовано 650 тысяч

В Тобольске один из жертвователей принес 12 тысяч рублей и пожелал остаться неизвестным. Житель Челябинской области Михаил Александрович Водолаев написал в Патриархию: «Я престарелый, бездетный, всей душой присоединяюсь к призыву митрополита Сергия и вношу 1000 рублей из своих трудовых сбережений, с молитвой о скорейшем изгнании врага из священных пределов нашей земли». В Новосибирске православные отдали 110 тысяч рублей на строительство самолетов Сибирской эскадрильи «За Родину».

На собранные средства были построены танковая колонну имени св. блг. Князя Димитрия Донского и авиационная эскадрилья имени св. блг. Князя Александра Невского.

Всего за войну по приходам собрано было более 200 миллионов рублей на нужды фронта.

Деньги на танковые колонны и самолетные эскадрильи, а также на более прозаические цели, такие, как подарки солдатам, теплая одежда, рукавицы, мыло и т п. жертвовали, разумеется, и неверующие.

Типичная советская благотворительность.

Кто-то скажет: «Ну, это же – война! Все общество было мобилизовано, а власть была готова пользоваться любыми возможностями». Однако и в мирное, обычное время благотворительность в СССР существовала:

Во-первых, действовали советские благотворительные фонды. Например, Детский Фонд имени Ленина, Литературный Фонд, Художественный фонд, Фонд культуры СССР. А также — памятный многим «Фонд мира».

Во-вторых, в помощи и сострадании постоянно нуждались разнообразные дети рабочих Германии, беженцы из Испании, позднее – из Чили, повстанцы Никарагуа, революционеры Кубы, голодающие Мозамбика и бездомные Америки.

В-третьих, были распространены такие известные формы, как субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцеев, помощь пенсионерам.

В-четвертых, кроме благоустроительных субботников и воскресников существовала и различного рода бесплатная работа на фабриках и заводах, с перечислением заводом заработанных денег на содержание детских домов. За каждым предприятием были закреплены «подшефные»: школы, детские дома, детские сады, больницы, учреждения культуры, которым предприятия помогали деньгами или силами своих работников.

В-пятых, широко практиковалось отчисление лауреатами части довольно крупных государственных и международных премий, чаще всего — в помощь государству или конкретной организации.

В-шестых, к 70-м годам прошлого века в СССР сложилась весьма практичная система «профкомовской» помощи и практика общественных «касс взаимопомощи» на производствах.

Многие перечисленные формы советской благотворительности явно не заслуживают доброй памяти, но они существовали, и, к тому же, в их действенность и осмысленность верили первые советские крупные благотворители – от фантастического, придуманного Деточкина из «Берегись автомобиля» до не менее фантастического, но совершенно реального Асгата Галимзянова.

новогодние подарки.

Эти люди и их деятельность интересна нам, потому что именно они заложили многие формы и стереотипы современной российской благотворительности. О них – в следующей заметке.

2 Comments

Add yours
  1. Владимир

    С начала 50х в СССР появилась и «интернациональная» благотворительность, которая к 1962 была переформатированна, главным образом, в Советский Фонд Мира, занимавшийся гуманитарной помощью за пределами СССР. Многим советским людям с повышенными доходами или при получении крупных премий настоятельно рекомендовали жертвовать в его пользу. Например полевые геологи, получавшие космические деньги, обычно переводили большую часть заработка в эту организацию.

  2. ipagava

    после прочтения никак нельзя сказать, что в советском государстве не было благотворительности, она была огосударствлена. т.е. получается какая-то парадоксальная в чем-то картина. советское государство монополизировало все, в том числе и благотворительность. а сегодня же мы считаем, что гос-во не должно заниматься благотворительностью, только разве не мешать, но способствовать. и буквально жизненные силы уходят на то, чтоб система что-то в этом русле сделала. какой, однако, крутой вираж произошел за последние 30 лет.

Добавить комментарий