«Делать выводы об эффективности поддержки социально ориентированных НКО рано»


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Последние пару месяцев некоммерческий сектор прошел определенный стресс-тест. Главная причина — закон об иностранных агентах, вызвавший множество споров и дискуссий в гражданском обществе. Параллельно с этим власть заявила об увеличении финансирования некоммерческого сектора аж в три раза. О том, какие перспективы ожидают сектор в ближайшем будущем, корреспондент «Филантропа» спросил у начальника отдела развития некоммерческого сектора экономики Департамента стратегического управления  (программ) и бюджетирования Минэкономразвития Екатерины Шмулевич.

Екатерина Шмулевич

Екатерина Шмулевич. Фото с сайта www.hse.ru

После принятия закона об иностранных агентах, представители власти заявили о том, что финансирование НКО из бюджета будет увеличено. Есть ли сейчас какие-то прогнозы, насколько вырастет это финансирование?

В настоящее время эта информация есть только в СМИ. 10 июля 2012 года президент Владимир Путин на встрече, посвященной регулированию деятельности некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента, сообщил, что финансирование НКО будет увеличено с 1 до 3 млрд. рублей. На самом деле в этом году общий объем финансирования некоммерческих организаций составляет более 4 млрд. рублей — если суммировать суммы «президентских грантов», конкурсов нашего министерства, субсидий, которые предоставляет Минтруд и субсидий Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Эти средства заложены в федеральном бюджете. Однако до сих пор непонятно, как именно будет распределяться дополнительное финансирование, через какие органы власти и на какие направления деятельности НКО.

Вам не кажется, что государство должно было намного раньше начать финансировать если не правозащитные проекты некоммерческого сектора, то хотя бы социальные?

Впечатление о некой спонтанной заботе со стороны государства вызваны событиями последних двух месяцев. Не могу сказать, что государство резко обратило повышенное внимание на НКО. Этот процесс идет поступательно. Достаточно вспомнить, какие законы принимались в интересах сектора на протяжении последних лет. Был принят ряд поправок в законодательство, направленных на уменьшение налогообложения НКО, развитие благотворительной деятельности и добровольчества, приняты поправки в закон о целевом капитале, позволяющие осуществлять пополнение целевого капитала некоммерческих организаций ценными бумагами и недвижимым имуществом, урегулированы вопросы, связанные с размещением социальной рекламы и упоминанием в ней о социально ориентированных НКО и физических лицах, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и ряд других. В 2010 году в законодательстве появились понятие социально ориентированных НКО (СОНКО) и полномочия органов власти всех уровней по их поддержке. В 2011 году Минэкономразвития запустило механизм поддержки социально ориентированных НКО, активно содействовало органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в выработке мер по поддержке социально ориентированных НКО. Были организованы конференции, семинары, совещания, круглые столы, вебинары, проводилось консультирование, подготовлены методические материалы, в конце 2011 года были предоставлены субсидии субъектам на реализацию региональных программ поддержки социально ориентированных НКО, а также самим СОНКО на реализацию программ по формированию инфраструктуры информационной, консультационной, методической поддержки таких организаций. За 2011 – 2012 годы более 50 субъектов приняли региональные законы и программы по поддержке СОНКО. Поэтому нельзя сказать, что государство взяло и за один день резко «потеплело» к третьему сектору.

К вопросу о механизме финансирования социально ориентированных НКО Минэкономразвития. Каким образом выстроена вертикаль?

Конкурс, проводимый Минэкономразвития, делится на два уровня: региональный и федеральный. Регионы представляют нам на конкурс свои заявки, содержащие комплексные программы поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций, предусматривающие региональное финансирование. Мы отбираем победителей в соответствии с правилами, определенными постановлением правительства от 23 августа 2011 г. № 713 и предоставляем субсидии, которые субъект на конкурсной основе должен распределить между своими региональными социально ориентированными НКО. В 2011 году 49 субъектов получили субсидии из федерального бюджета на эти цели. Вторая часть финансирования напрямую идет на поддержку социально ориентированных некоммерческих организаций,  В 2011 году мы предоставили прямые субсидии 35 организациям, в этом году 48. Подчеркну, что речь идет о социально ориентированных НКО, которые оказывают поддержку другим некоммерческим организациям: образовательные, информационные, консультационные проекты, помощь в поиске добровольцев и так далее. Приоритетные направления финансирования определены упомянутым постановлением, куда входит профилактика социального сиротства, поддержка материнства и детства,  повышение качества жизни людей пожилого возраста, социальная адаптация инвалидов и их семей, развитие дополнительного образования, научно-технического и художественного творчества, массового спорта, деятельности детей и молодежи в сфере краеведения и экологии, развитие межнационального сотрудничества.

Прошел год, можете подвести промежуточные итоги этой программы?

Пока рано подводить какие-то итоги. Полагаю, что делать выводы об эффективности программы поддержки социально ориентированных НКО можно будет в 2013 году, потому как пока все программы, получившие софинансирование, находятся в стадии реализации. Мы намерены провести мониторинг и в его рамках сделать рейтинг субъектов.

Вы присутствовали в Общественной палате на круглом столе  по устойчивости НКО. В этом индексе устойчивости было множество показателей. На ваш взгляд, какие критерии устойчивости и развитию можно считать основополагающими?

На круглом столе, прошедшем в Общественной палате, была представлена большая аналитическая работа. Состояние гражданского общества в России эксперты оценили на «четверку с плюсом» — точнее, на 4,4 по семибалльной шкале. Впереди нас Эстония, Польша, Латвия, Словакия, Чехия и еще десяток стран. Ниже в рейтинге стоят Белоруссия, Азербайджан и Таджикистан. При этом ежегодно выставляемая оценка (по результатам аналитического исследования «Индекс устойчивости НКО» — NGO Sustainability Index) не меняется уже 15 лет подряд. Это, скорее, повод для дискуссий и размышлений, чем для выводов. По моему мнению, устойчивость некоммерческого сектора держится на трех китах: наличие устойчивого финансирования (господдержка, пожертвования от коммерческих структур и физических лиц), а не разовое выделение грантов; доверие к НКО со стороны граждан и органов власти, и, конечно, законодательное обеспечение, которое позволит организациям работать устойчиво.

Как вы считаете, сектор сегодня зарегулирован?

Не думаю, что ситуация с государственным регулированием некоммерческого сектора сильно отличается от зарубежной практики. Регулирование, так или иначе, должно присутствовать. С другой стороны, в законодательстве есть ряд пробелов, недоработок, которые мы стараемся исправлять. В частности, Минэкономразвития разработало поправки в Налоговый кодекс, направленные на стимулирование увеличения объема пожертвований юридических лиц в целевые капиталы некоммерческих организаций и на ведение уставной деятельности социально ориентированных некоммерческих организаций.  Предлагается включать соответствующие пожертвования в объеме до 10% налогооблагаемой прибыли в состав внереализационных расходов, то есть освободить от налогообложения. Налоговые льготы для юридических лиц, которые поддерживают благотворительные и иные некоммерческие организации, активно применяются в мировой практике. На днях законопроект был направлен на согласование в Министерство финансов.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий