Минюст проверит внепланово


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Министерство юстиции намерено ужесточить законодательство о некоммерческих организациях. Чиновники разработали поправки к ст. 32 закона «Об НКО», которые расширят основания для внеплановых проверок не только «иностранных агентов», но и для всех остальных организаций. Об этом пишет «Коммерсант».

Министерство юстиции Российской Федерации

Любопытно, что в марте 2011 года аналогичные нормы были введены в законодательство, но в ноябре того же года их отменили. И вот недавно чиновники вернулись к прежней практике. Согласно закону «об иностранных агентах»  Минюст может начать внеплановую проверку по обращениям со стороны граждан, юридических лиц и по информации из СМИ «о наличии в деятельности НКО признаков экстремизма». После принятия поправок на экстремизм смогут жаловаться также госорганы и органы МСУ. К чему это приведет? И какие основания нужны для внеплановой проверки?

Владимир Хромов, директор «Союза Волонтерских организаций и движений»

Директор "Союза Волонтерских организаций и движений" Владимир Хромов

Владимир Хромов. Фото с сайта www.baltartek.ru

«Я не вижу ничего плохого в плановых проверках, но внеплановые проверки — вещь, которая контролирующими органами может использоваться двояко. НКО и без того достаточно жестко контролируются налоговыми органами, Минюстом. Фонды ведут большой объем бухгалтерской отчетности по всем деталям работы организации.

С другой стороны, мне не кажется, что внезапные проверки приведут к ухудшению деятельности некоммерческого сектора. Это приведет к дополнительной нагрузке. Кто-то может трактовать данные меры, как излишнее регулирование, а кто-то, как выстраивание взаимодействия государства и НКО. Но так или иначе расширение оснований для проведения внеплановых проверок не встретит отклика в некоммерческом сектора, поскольку эта мера всегда являлась одним из способов давления на организации.

Если у НКО большой объем пожертвований и большой объем отчетности по ним, то внеплановая проверка может парализовать на некоторое время работу организации. Сотрудники собирают документы, делают копии, пишут отчеты. Кто же тогда будет заниматься благотворительностью?»

Павел Чиков, председатель межрегиональной правозащитной организации «Агора»

Павел Чиков

Павел Чиков

«Есть угроза, что в органы юстиции будут поступать надуманные жалобы, запросы на НКО, и чиновники начнут проводить внеплановые проверки. А поскольку законом неограниченно количество таких проверок, то они могут проходить постоянно. Соответственно возникает почва для больших злоупотреблений.

Никто не вникает в содержание запроса. Получается, что если поступила жалоба, значит необходимо проводить проверку. Основным критерием должна стать информация о возможном нарушении закона со стороны некоммерческой организации.

Внеплановая проверка тормозит работу организации. Процедура прописана достаточно жестко: необходимо представить копии документов, помещение (в случае выездной проверки). Такие мероприятия длятся по нескольку недель. К примеру, отчет по финансово-хозяйственной деятельности за год – это несколько тысяч листов документации.

Также не стоит забывать, что проверка проводится однозначно для того, чтобы что-то найти. Если она началась, то какое-либо нарушение будет выявлено (законное, незаконное, значимое или нет). А это уже ведет к судебному процессу, который по затратам и силам значительно превосходит любую внеплановую проверку».

Елена Полянская, президент Союза гражданских инициатив

Елена Полянская, президент Союза гражданских инициатив

Елена Полянская. Фото с сайта sdgi.ru

«Многие НКО стараются привлекать специалистов и проводить внутренний аудит, приводить бухгалтерию в порядок. Но всем понятно, что организациям не хватает внутренних ресурсов для этого. Речь идет о реально работающих социально ориентированных НКО. Реализация таких проектов требует знаний, человеческих ресурсов, финансов.К примеру, не все могут позволить себе пригласить аудитора.

Вместо того, чтобы создавать условия организациям, решающим важнейшие социальные проблемы, государство ужесточает требованиям к ним. Минюст должен обратить внимание на работу своих сотрудников в отношении НКО. Сейчас, к примеру, мы регистрируем организацию, и я вынуждена обратиться в департамент по работе с НКО Министерства юстиции и выяснять, почему документы до сих пор не рассмотрены. Вносятся непонятные изменения. Юристы, которые нам помогают, вынуждены обратиться с претензией к руководству Минюста. И на месте чиновников я обратила бы внимание на такие моменты, и прописала обязательства и функции сотрудников при взаимоотношении с НКО.

Мотивы по ужесточению некоммерческого законодательства я понимаю, но недопустимо всех под одну гребенку загонять. Некоторые организации уже приостановили деятельность».

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий