«Белыми ночами» в поиске эффективности


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

С 27 по 30 июня в Петергофе прошла VI Международная конференция «Белые ночи фандрайзинга: поиск и менеджмент средств для развития людей, организаций, территорий». Ее ведущей темой стала эффективность.

"Белые ночи фандрайзинга"

"Белые ночи фандрайзинга"

Время требует перемен — перемен в сознании людей, в их отношению к миру, принципам взаимодействия, и некоммерческий сектор здесь не стал исключением. Эта сфера деятельности, не так давно ставшая в России профессиональной, интенсивно проходит стадии становления, чему активно способствует мировая экономическая ситуация. Это нашло отражение в темах, которые обсуждались на прошедшей в Санкт-Петербурге VI Международной конференции «Белые ночи фандрайзинга: поиск и менеджмент средств для развития людей, организаций, территорий». Здесь говорили о бизнес-модели, экономической эффективности, учете и контроле в третьем секторе.

«Пришло время, когда НКО должны рассматривать себя как некоторую бизнес-модель, которая должна присутствовать в сознании не только управленцев, но и всех сотрудников, они должны понимать как устроена экономика организации, а не только интересоваться своим проектом и пытаться «откусить кусочек» для него от общего бюджета», — сказала директор CAF Россия Мария Черток, выступая на пленарной сессии. По ее мнению, важно чтобы фандрайзер в своей работе использовал разные инструменты, в том числе рыночные. Это могут быть и платные услуги в рамках миссии, пассивная коммерческая деятельность, госзаказы и контракты, доходы от инвестиций и депозитов.

«Хотелось чтобы происходили изменения, которые помогли бы развивать определенные элементы бизнес-модели, например, инструменты внешнего финансирования, позволяющие НКО получать не только гранты, но и займы, необходимы льготы по НДС, налога на прибыль для пассивной коммерческой деятельности, но многое можно сделать уже сейчас, в рамках существующей инфраструктуры и законодательства», — считает Мария. Для этого НКО необходимо использовать рыночные инструменты: стоимостной анализ деятельности, управленческую отчетность, контроль за расходами, оптимальный налоговый режим, проектную деятельность.

Эффект и эффективность

Но пока мало кто из некоммерческих организаций серьезно рассчитывает свою эффективность и ведет учет, и этому НКО надо учиться у бизнеса. «Никто не сможет рассчитать эффективность, если не будут знать благодаря какому фандрайзинговому усилию, измеренному деньгами, пришла та или иная сумма, но этого организации не делают, кроме разве что соотношения общего расхода и прихода», — говорит эксперт, директор по развитию БФ «Даунсайд Ап» Ирина Меньшенина. На дискуссии «Экономическая эффективность фандрайзинга», Ирина представила участникам бенчмарки (от англ. benchmark — ориентир, эталон), которые согласно компании MacKenzie используют в иностранных фондах для определения стоимости привлечения пожертвований:

Корпоративные пожертвования
Прямые почтовые рассылки
новые контакты
текущие контакты
Мероприятия
Телемаркетинг
Печатная реклама
От двери к двери

«Если мы знаем, что на такую-то фандрайзинговую программу мы тратим столько-то времени, мы можем посчитать, сколько на нее потрачено денег, каков приход от этой программы, и, соответственно, вычислить коэффициент прибыли, а это уже рыночный показатель», — объясняет Ирина. В прошлом году она прослушала курс Стэнфордской бизнес-школы (США) для лидеров некоммерческих организаций, где говорили не только об эффективности, но и added value, «дополнительной ценности».

Ирина Меньшенина

Ирина Меньшенина

«Очень сложно найти показатели, которые отобразят эффективность НКО, в большей степени благотворительных фондов, поскольку их усилия направлены на долгосрочный эффект и быстрых замеров не получается, — рассказывает Ирина. — Профессор Пол Пфлейдерер в Стэнфорде на лекции сказал, что нет единой формулы из-за того что организации очень разные, это не бизнес где есть шаблоны и им можно научить, НКО сталкиваются с реальным вызовом — показать как они меняют жизнь людей и состояние общества».

Мало кто из НКО пытается оценить размеры своего позитивного влияния, а этот эффект гораздо шире, чем просто помощь благополучателю. Например, «Даунсайд Ап» меняет качество жизни не только детей с синдромом Дауна, но и их родителей — они устраиваются на работу и платят налоги, рожают еще детей, создают родительские ассоциации в разных городах России. Благодаря деятельности фонда, в десятках детских садах Москвы появились группы с ребенком с синдромом Дауна, и теперь там учат заботиться о более слабых.

«Каждый фонд должен сам придумать, как измерять свой социальный эффект,  – подчеркивает Ирина.  – Тогда организацию будут больше ценить и уважать, соответственно, это отразится на объемах пожертвований».

Новые ниши

Молодежь осваивает новые направления в благотворительности. По мнению исполнительного директора БФ «Дорога вместе» Татьяны Задирако, такие организации как «Мусора.Больше.Нет», «Старость в радость» в чистом виде представляют венчурную филантропию. Молодые россияне интересуются volunteer tourism (соединение туризма и волонтерства) — люди путешествуют и при этом строят дома, чистят реки, открывают новые школы. Как рассказала международный эксперт Моника Паттен (Community Foundations of Canada), на Западе это направление становится все более популярным и с его помощью собирают большие средства.

Такое впечатление, что с одной стороны некоммерческий сектор все больше стремится взять инструменты у бизнеса, с другой — проактивные люди, в том числе бизнесмены, все больше интересуются деятельностью, направленной на позитивное изменение мира.

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий