Эндаумент из прекрасного далёка


Целевой капитал, или эндаумент, — один из основных источников финансовой стабильности вуза. Что мешает российским ведущим вузам обзавестись эндаументом? Чтобы выяснить это, компания «РВМ Капитал» провела исследование среди учебных заведений, входящих в топ-100 лучших.

вуз

Современная образовательная система в России уже долгое время претерпевает значительные изменения. Финансово-экономические показатели деятельности вуза становятся главными критериями в определении его эффективности и конкурентоспособности на рынке. Изменение характера финансирования вузов со стороны государства приводит к необходимости создания условий для долгосрочного финансирования университета с целью обеспечения его стабильной деятельности.

Одним из финансовых инструментов, позволяющих добиться подобной стабильности, является эндаумент. По нашим оценкам на начало 2013 г. уровень проникновения эндаумент-фондов в сфере образования составил порядка 10%. Что именно мешает перенести востребованный на западе принцип работы с благотворителями в условиях российской действительности?

С моей точки зрения, фонды целевого капитала – крайне полезный и выгодный инструмент. И я готов доказывать это с цифрами, оперируя, правда, в основном опытом зарубежных вузов, где отчисления из фонда целевого капитала составляют от 10% (в среднем) до 30-40% от ежегодного бюджета. Но нам было интересно знать – так ли нужны российским вузам эндаументы? Или их следует отнести к категории «необязательных вишенок на торте», которые представителей отечественного образования заставляют делать скорее «для галочки» и «потому что так принято».

Для ответа на эти вопросы, в январе 2013 года УК «РВМ Капитал» провела исследование российских вузов, еще не зарегистрировавших свой первый фонд целевого капитала. Нам была интересна позиция представителей вузов, входящих в список топ-100 России, с 22 из которых было проведено структурированное интервью.

Первое, что мы поспешили выяснить — нужны ли вузам деньги. Для получения столь банального ответа не стоило бы проводить комплексного исследования, но, как выяснилось, деньги нужны вузам на совершенно разные цели.

Существует категория вузов, где дополнительные финансовые ресурсы планируется направлять на развитие современных технологий, инновационную деятельность, внедрение современных информационных систем и в целом на повышение конкурентоспособности вуза и завоевание лидерских позиций на рынке. И именно в этих вузах создание эндаумента видится в качестве одной из первоочередных задач. А есть вузы, в которых деньги нужны, прежде всего, на создание достойных условий для работы сотрудников, а также на восстановление материально-технической инфраструктуры, обеспечение нормального образовательного процесса. В этих вузах мало говорят об эндаументах. И это логично. Если в учреждении высшего образования отсутствуют необходимые условия для ведения образовательной деятельности, то руководство будет заинтересовано, прежде всего, в «затыкании дыр» в краткосрочном периоде, а не в формировании новых финансовых инструментов.

Нехватка денег ведет к вопросу «где их взять?». Помимо классических ответов – получить из бюджета или заработать, деньги можно (а в случае создании эндаумента и нужно) брать у доноров. Но большинство респондентов не считают, что в настоящее время прилагается достаточно усилий в работе со спонсорами. Практически во всех вузах работа с благотворителями носит децентрализованный характер, а в 70% отсутствуют какие-либо программы для привлечения средств и пожертвований.

Несмотря на активизацию деятельности ассоциаций выпускников, спонсорские средства чаще поступают из компаний. В регионах – от градообразующих предприятий. вузы, намеренные создавать в ближайшее время эндаумент-фонды, сходятся в том, что первоначально имеет смысл сосредоточить усилия на привлечении крупных сумм от доноров, а далее уже развивать программы фандрайзинга, ориентированные на выпускников, студентов и частных доноров. Волонтерская помощь, к сожалению, пока еще крайне редка для нашего образования. В дальнейшем деятельность по привлечению пожертвований должна быть систематической и организована в соответствии с целями привлечения пожертвований.

Ключевыми факторами успеха для создания фонда целевого капитала, по мнению респондентов, является:

  • наличие долгосрочной стратегии развития вуза,
  • наличие опыта взаимодействия со спонсорами и/или студентами и/или выпускниками по привлечению помощи и пожертвований в вуз,
  • репутация, известность вуза в отрасли и регионе, наличие статуса «национальный исследовательский институт»,
  • наличие ассоциации выпускников,
  • заинтересованность со стороны руководства и персонала вуза (в т.ч. профессорско-преподавательский состав) в программах фандрайзинга и их результатах,
  • проведение научно-исследовательских работ, связанных с интересами бизнеса,
  • высокий уровень развития инфраструктуры вуза.

В целом по результатам проведения исследования можно говорить о том, что 6 вузов предполагают создание эндаумент-фонда в краткосрочной перспективе, такое же количество предполагает сформировать фонд целевого капитала в течение ближайших лет, а вот представители 10 вузов заявили, что программа их вуза вообще не предусматривает создание эндаумент-фонда.

Из-за долгого срока формирования фондов целевых капиталов в более выгодном положении окажутся те вузы, которые раньше других озаботились этим вопросом. Но внутренние проблемы вуза, недостаток ресурсов «в моменте» ставит под сомнение целесообразность создания эндаумент-фонда. Необходимость финансирования текущей деятельности превалирует над ожиданием долгосрочного эффекта от эндаумент-фондов, а это приводит к нежеланию руководства «складывать ресурсы в копилку». Конечно, выстраивание отношений с донорами – не быстрый процесс.

На наш взгляд, это вплотную связано с вопросом наличия стратегического мышления. Всем хочется получить денег здесь и сейчас. Но эндаумент – это во многом инвестиция в будущее своего университета. Три миллиона рублей положенные сегодня под 8% годовых через 50 лет дадут 140 млн руб., через 100 лет – 6 599 млн руб., а через триста лет (а примерно столько и существует эндаумент Гарварда) – 31 933 601 454 000 000 рублей. Вот это уже будет выглядит как неплохая сумма, способная помочь вузу. Эндаумент – это хорошо. Но надо уметь ждать и терпеливо выращивать.

Мы выделил три наиболее существенных опасения, которые препятствуют принятию решения о создании эндаумент-фонда:

  • отсутствие необходимых компетенций и опыта в фандрайзинга, что приводит к боязни невозможности привлечения первоначального уровня средств из-за отсутствия взаимодействия со спонсорами;
  • отсутствие заинтересованности среди сотрудников вуза, которые считают, что привлекаемые средства должны направляться на поддержку текущей деятельности; снижению заинтересованности способствует и тот факт, что в вузах существует явный недостаток ресурсов для работы с донорами и эти задачи, как правило, перекладываются в качестве «дополнительной нагрузки» на сотрудников вуза;
  • недостаток внимания к данной проблеме со стороны «первых» лиц вузов, при том что организация работы систем эндаумент-фондов и фандрайзинга ведет к необходимости серьезных структурных изменений.

Нехватка базы для старта эндаумента волнует многих. Порядка 50% респондентов сходятся в том, что для эффективной работы по формированию фонда целевого капитала необходимо на первом этапе привлечь в него минимум 100-120 млн руб., и только тогда экономическая целесообразность от использования этого финансового инструмента будет очевидной, а полученные средства от доверительного управления фондом целевого капитала могут быть направлены на реализацию относительно крупных целевых программ вуза.

При этом привлечь 100 млн руб. – задача, на наш взгляд, практически невыполнимая для многих вузов, для которых проблематичным является найти даже 3 млн руб. донорских средств на первоначальный капитал. Хот я с точки зрения того, что эндаумент может стать инструментом только при наличии солидной базы – да, это они правы.

С нашей точки зрения ключевое опасение вузов об отсутствии компетенций в фандрайзинге вполне обосновано и понятно. Работа по выстраиванию отношений со спонсорами/инвесторами является достаточно непрофильной для вуза и в большей степени схожа с работой управляющей компании, занимающейся построением отношений с инвесторами. В связи с этим, УК «РВМ Капитал», в качестве первоочередной задачи работы на рынке доверительного управления средствами эндаумент фондов видит помощь вузу в организации и становлении системы фандрайзинга как общей цели вуза и управляющей компании.

    • Николай Молчанов

      Правильный ответ будет долгим. Согласно законодательству есть десять основных направлений, куда можно вложить средства эндаумента.
      1) государственные ценные бумаги Российской Федерации, государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации, облигации иных российских эмитентов;
      2) акции российских эмитентов, созданных в форме открытых акционерных обществ;
      3) государственные ценные бумаги иностранных государств, соответствующие требованиям, определяемым к долговым обязательствам иностранных государств, в которые могут размещаться средства Стабилизационного фонда Российской Федерации;
      4) облигации и акции иных иностранных эмитентов;
      5) ипотечные ценные бумаги, выпущенные в соответствии с законодательством Российской Федерации об ипотечных ценных бумагах;
      6) инвестиционные паи закрытых паевых инвестиционных фондов, если правилами доверительного управления этими паевыми инвестиционными фондами предусматривается выплата дохода от доверительного управления не реже одного раза в год;
      7) инвестиционные паи интервальных паевых инвестиционных фондов;
      8) инвестиционные паи открытых паевых инвестиционных фондов;
      9) объекты недвижимого имущества;
      10) депозиты в рублях и иностранной валюте в кредитных организациях.

      Вот такая инвестиционная декларация (с учетом ограничений на % каждого из инструментов), с одной стороны ограничивает возможность достижения сверхвысокой доходности на вложенный капитал. С другой стороны, если учитывать, что это средства доноров, к тому же направленные на развитие социально значимых институтов, данный набор инструментов можно признать правильным — он практически сводит к минимуму риск потерять вложенные средства. Таким образом, к примеру наша компания предусматривает 3 стратегии инвестирования средств ЦК с диапазоном по доходности от 7,5 до 15%

Leave a Reply