Третьему сектору компенсируют часть потерь


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Более 2 миллиардов рублей будет выделено в 2013 году в России на поддержку социально ориентированных НКО, сообщила пресс-служба Кремля. Речь идет о президентских грантах. В свою очередь, Минэкономразвития поручено предоставить регионам 630 миллионов рублей субсидий на программы поддержки социально ориентированных НКО. Однако эти деньги далеко не компенсируют потери третьего сектора из-за ухода иностранных доноров.

Милостыня

Иностранные грантодающие организации стали покидать Россию после принятых в прошлом году ограничительных законов, самый известный из которых — «об иностранных агентах». По подсчетам Минэкономразвития, потери сектора оцениваются в в 19 млрд рублей.

После изгнания иностранцев Кремль и Белый Дом обещали увеличить государственные расходы на поддержку НКО, в первую очередь — социально ориентированных. Вместе с грантами и субсидиями Минэкономразвития намерено косвенно поддержать такие НКО — путем  понижения тарифов страховых взносов, освобождения НКО от проведения обязательного аудита, упрощения процедуры формирования и управления целевым капиталом.

Бюджетные расходы на поддержку НКО в этом году действительно выросли: 2006 — 2012 годах сумма «президентских грантов» колебалась в пределах 500 млн — 1,5 млрд рублей в год, сейчас речь идет об общей сумме около 3 млрд.

Председатель правления фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации напомнила о том, что тема финансирования НКО стоит в политической повестке.

«Последние два года объем средств только возрастает. Речь идет о прямом финансировании из федерального бюджета, о софинансировании региональных программ, — подтверждает Марина Гордеева,председатель правления фонда поддержки детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.  — Кроме того, государство поддерживает не только тех, кто реализуют социальные проекты, но и организации, которые обучают НКО фандрайзингу, проектной деятельности и прочему».

«Система распределения средств (и субсидий МЭРТ, и президентских грантов) должна стать прозрачнее, она должна больше ориентироваться на качество работы, чем просто на предоставлении денег», — добавила Гордеева.

Впрочем, увеличение госфинансирования пока никак не восполняет дефицит средств, возникший после ухода иностранных доноров. В этой ситуации можно найти и положительные моменты, полагает Анна Орлова, председатель правления Центра развития некоммерческих организаций: «Дефицит средств  может подвигнуть НКО к развитию системы частных пожертвований».

Увеличение же госфинансирования, по ее мнению, говорит о том, что «государство осознает ситуацию с уходом капитала из социальной сферы». «Так или иначе социально ориентированные проекты будут развиваться и получать поддержку по линии Минэкономразвития, президентских грантов, региональных властей, — уверена Анна Орлова. — Особенно проекты в сфере детства, инвалидности, помощи людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.  Обещана поддержка и инфраструктурным организациям, но сложно сказать, будет ли она оказана».

«Отдельная тема: правозащитные организации (хотя законодательство их также относит к социально ориентированным, поскольку они оказывают правовую поддержку населению)», — говорит Орлова.  Действительно, по закону помощь от государства они могут получить, однако сейчас  получают скорее проблемы — по всей стране проходит массовая проверка НКО на предмет их соответствия статусу «иностранного агента».

Однако неоднозначное отношение государства к роли правозащитных организаций не закрывает для них возможность получать субсидии из бюджета, полагает Валерий Сергеев, глава Центра содействия реформе уголовного правосудия.

«Наша организация получала госфинансирование. Кроме того, я слышал, что и Лев Пономарев (исполнительный директор общероссийского движения «За права человека». — Ред.), и Московская Хельсинская группа, и Комитет за гражданские права Андрея Бабушкина также получали деньги на какие-то свои  проекты, — говорит он. — Мы надеемся получить финансирование и в этом году, ведь по закону правозащитные организации причислены к социально ориентированным.  Возможно, некоторые проекты государство не собирается финансировать, но я об этом ничего не слышал. В связи с масштабной прокурорской проверкой организациям сейчас непросто, но те, кто ее пройдут, думаю, смело могут рассчитывать на финансирование».

2 Comments

Add yours

Добавить комментарий