Жертвы истерики


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Правила игры, личные качества благотворителя, фандрайзеры-мошенники… В последние дни об этике и морали в благотворительном секторе как-то особенно много говорят и спорят. Вот и мои три копейки.

Призыв о помощи в группе социальной сети "Вконтакте"

Призыв о помощи в группе социальной сети «Вконтакте»

«Коммерсант», например, написал о развязавшейся «Вконтакте» войне против (и за) многочисленных частных фандрайзинговых групп. Это когда несколько энтузиастов открывают сообщество помощи какому-то конкретному больному ребенку или детям. Разумеется, с отчетностью в этих группах, мягко говоря, не очень хорошо. Естественно, среди доморощенных фандрайзеров куча как просто идиотов, так и откровенных мошенников: не один раз администраторов «страничек помощи» уличали в том, что они указывали свои личные данные для перевода пожертвований. А вовсе не данные родителей или фондов.

Бороться с этим безобразием предлагается регламентацией фандрайзинговой деятельности. Введением обязательных правил и законодательных норм. Это правильно, об этом давно уже говорят в профессиональном сообществе. Однако причина регулярного успеха черных фандрайзеров не только в том, что законом их плохо регулируют. И не в том, что даже действующие законы не очень работают, и выявленных интернет-мошенников преследовать никто не торопится. Главная проблема — в недостатке информации. Точнее — в недостатке информированности. Люди не умеют отличать «мошеннические» благотворительные акции от «честных». И, судя по неизменному успеху черных фандрайзеров (до странных групп во «Вконтакте» были еще волны балк-рассылок и «зеркальных» сайтов), не очень-то и хотят научиться.

Принцип на самом деле простой — отключи слезы, включи мозг и проведи хоть небольшую проверку. О том, что именно нужно проверять, знающие люди регулярно пишут. Вот, например. Пять минут в обнимку с «гуглом» лишат хлеба как минимум половину мошенников.

Тут бы и поставить точку. Но есть еще одна важная причина успеха интернет-мошенников. На днях блогер pudgik опубликовала отличный пост о том, как выявить недобросовестный сбор помощи через группы «Вконтакте». В этом тексте (почитайте, не поленитесь) содержатся аж 16 признаков черного фандрайзинга. С примерами из реальной жизни и картинками. Я бы большую часть этих признаков назвал одним словом — дурновкусие. Дурной вкус здесь — в истеричных призывах о помощи, в манере общения с теми, кто пытается задавать вопросы, в обсуждениях, в самобичевании и т.д. и т.п. Да почти во всем.

Этот дурной вкус выдавал бы мошенников с головой, если бы не одно «но» — многие «хорошие и честные» страдают им в той же степени. В итоге получается обратный эффект. Дурновкусие российских благотворителей становится благодатной почвой для мошенников. Нас не учат спокойному обсуждению проблем. Нас воспитывают истерикой. Вот мы и жертвуем истерично.

2 Comments

Add yours
  1. Гезалов Александр

    Тема больная, жаль, что нельзя все это как то фильтровать.Таких будет много и всегда.Я лично знаю некоторые фонды которые живут на проблеме, да, собирая ресурсы, но при этом не забывая и про свои «сладкие» з/п.Вроде все хорошо,помощь ближним, но…Цинично, но что делать, они иначе не могут.Но видимо только Бог и рассудит.Законы никак не работают.Печально.

  2. tupovat

    Пролема не в истерике, а в недоверии. не доверяют граждане НКО. а группам вконтакте доверяют, потому что считают, что это конкретные люди

Добавить комментарий