Одни глаза на двоих


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Лабрадор по кличке Валнериз Файер Флай, или просто Флай, сосредоточенно и уверенно ведет свою хозяйку Наталью через вокзальную площадь Ногинска по маршруту «Домой». Останавливается на светофорах и перед бордюрами, обходит препятствия, например, машину посреди тротуара, и главное, не реагирует на провокации бродячих ногинских собак, а идет, как ни в чем не бывало, как будто и не слышит лай.

«Собака-поводырь не защитник, а помощник, — объясняет Наташа, но тут же вспоминает, как однажды Флай спас ее от падения в яму, когда она, поскользнувшись, понеслась куда-то вниз, а Флай остановил ее. Получается, и защитник, и помощник, и друг, и даже член семьи, которому все, включая дедушку, до сих пор вообще не воспринимавшего собак, покупают подарки и лакомства».

«Самое сложное для незрячего человека – отсутствие звуковых светофоров. У нас в Ногинске их практически нет.

Зимой уже знаю, что будет: скользко, ямы, железки по середине дороги. Наш город не приспособлен для незрячих, но в собаке я уверена, он и яму обойдет, и лужу, и железку».

Это слайд-шоу требует JavaScript.

Помощь друга

Семья Кузнецовых переехала в этот район города недавно, поэтому Наташа с Флаем только учат новые пути, но Флай, как говорит хозяйка, «голова и гигант»: если обычно с собакой-поводырем надо пройти по маршруту раза четыре, то ее помощник дорогу запоминает сразу, с ним точно не пропадешь.

«Еще когда училась в школе, я задумалась, что нужна собака-поводырь. Было очень страшно оставаться и передвигаться одной на улице», — рассказывает Наталья.

Раньше 22-летняя Наташа могла неделю просидеть дома, если мама Ольга, старший мастер на мясокомбинате, работала без выходных. Для девушки, с детства активной и позитивной, а главное, самостоятельной, это было невыносимо.

«Она очень любит готовить. Иногда перед каким-нибудь праздником крутимся с ней на кухне, и я говорю: «Наташ, давай я сама по-быстрому сделаю». Она обижается, не любит, когда ей помогают с тем, что она могла бы, пусть за большее время, сделать сама», — рассказывает Ольга.

Помощь Флая другая. Они знакомы меньше полугода, но уже успели стать одним целым. Два похожих характера и одни глаза на двоих.

Когда Наташа заполняла анкету в учебно-кинологическом центре «Собаки-помощники», у нее спросили, какую собаку она хочет. Девушка долго не думала: игривую, веселую, активную, конечно же. В центре сказали ждать год или полтора, но позвонили уже в июле, сообщили, что собака нашлась.

Щенячий патруль: как воспитать собаку для доброго дела

«Я тогда смеялась, что это как с ребенком. Не знаешь, кто у тебя будет: мальчик или девочка. Было очень волнительно. Переживала, что ему не понравлюсь. Но когда меня привели, он сразу ко мне пошел, и с тех пор началась наша дружба, обнимашки», — вспоминает Наталья.

Она прожила в тренировочном центре две недели. Вместе с сотрудниками и тренером Флая училась командовать им, а он учился ее слушать. Самое сложное для Наташи было как раз освоить этот командный тон. В конце обучения они с Флаем сдавали экзамен по маршруту «Магазин». Но в реальной жизнь вместе в магазин еще не ходили – Наташа боится, что не пустят.

«Около прежней нашей квартиры была «Лента», и нас туда не хотели пускать. Я как человек, который не любит конфликты, решила пойти и предупредить, что собираюсь ходить с собакой-поводырем и что, вообще-то, по закону это разрешено, но нас испугались. Охранник даже спрятался за арбузы, — рассказывает Наташа.


Вход воспрещен

Кузнецовы привыкли, что с тех пор как появился Флай, их постоянно куда-нибудь не пускают. Однажды их просили уйти из пиццерии в Москве, но все посетители, которые в этот момент были в зале, заступились за Наташу и Флая, и у сотрудников не осталась выбора.

«Может, это грубое сравнение, но собака-поводырь для нас, незрячих людей, – это же почти как коляска для того, кто не может ходить. Хорошо бы об этом больше говорили, объясняли людям, снимали ролики на телевидении», — продолжает Наталья, и пока она рассуждает, охранник торгового центра, в котором проходит интервью, просит «покинуть помещение, так как с животными нельзя». Ольге пришлось в который раз объяснять, что Флай не просто животное, а он в это время спокойно лежал под столом, около Наташи, зная, что хозяйка в безопасности.

Совсем расслабился Флай, только когда оказался дома и когда хозяйка сняла с него шлейку. Нет шлейки – значит, работа окончена: вымыть лапы, но только с Наташиной помощью – никто другой не может ухаживать за собакой-поводырем, важно чтобы она знала хозяина, – поесть, а потом лечь у холодильника или на своем коврике у Наташиной кровати.

Чтобы быть таким умным и послушным, два года Флай получал образование поводыря. Как и других собак, в центр его взяли щенком. Практически все поводыри в России – лабрадоры. Эта порода подходит идеально: они легко поддаются дрессировке, дружелюбные, запросто привыкают к новым людям. Но не всякий лабрадор сможет стать поводырем. Прежде чем купить щенка в программу, проверяют его «личные» качества: смотрят, как он реагирует на людей и на животных, на общественный транспорт и громкие звуки. Стоит такой способный щенок от 35 тысяч рублей.

«Это мои глаза, мой помощник и друг»: добрая история собаки-поводыря, воспитавшей его семьи и нового хозяина

Дальше начинаются тренировки на маршрутах и обучение командам, но если от простой собаки при команде «апорт» ждешь, что она принесет палку и положит рядом, то поводырей учат давать предметы прямо в руки.

Также их учат предупреждать о любых препятствиях: пешеходных переходах, стыках асфальта, верхних точках в виде веток, проводах. На такой курс подготовки уходит до 400 тысяч рублей, а незрячий человек получает обученную собаку бесплатно.

В Ногинске Наталья – единственная с собакой-поводырем, хотя незрячих здесь живет много, так как в городе работает специальное предприятие. Она считает, это потому, что не многие знают о такой возможности и еще потому, что ресурсы центра «Собаки-помощники», одного из двух, подготавливающих в России собак-поводырей, ограничены.

«То, что делает центр, — это невероятно. Благодаря им и Флаю моя жизнь стала более самостоятельной, более активной, — рассказывает Наталья. – Когда ты с собакой, люди охотнее помогают, больше внимание обращают. Ты более заметен, даже когда дорогу переходишь. Куча новых знакомств появилась, нам однажды на улице цветы подарили! Правда, бывают и не очень приятные встречи. Один мужчина решил, что я притворяюсь. Мы его с Флаем задели, я извинилась, он сказал, что я его обманываю, сказал, что собака вообще не может водить человека. Я выслушала и пошла, а там был бордюр. Флай остановился, и я за ним, а тот мужчина нам в след кричал: «Вы меня обманули, почему вы сейчас не упали?»». 

Это слайд-шоу требует JavaScript.


Чтобы еще больше незрячих людей могли спокойно передвигаться по улице и жить полноценно, должно появляться больше собак-поводырей. 130 тысяч рублей нужно учебно-кинологическому центру «Собаки-помощники», чтобы купить трёх способных щенков-лабрадоров и в будущем воспитать из них поводырей. Вы можете поддержать работу центра пожертвованием.  За каждое ваше пожертвование от 300 рублей компания Sela дарит 500 бонусных рублей. Объединившись, мы поможем еще трем незрячим людям обрести помощников и друзей, с которыми у них будут одни глаза на двоих.

Сделать пожертвование в фонд

 

 

+ There are no comments

Add yours

Добавить комментарий