Какие отчеты лучше делать НКО: основные тенденции и анализ эксперта


Анна Бурова, приглашенный эксперт Форума Доноров, магистр экономики и финансов Европейского университета в Санкт-Петербурге, исследователь Франкфуртского университета прикладных наук, — проанализировала системы отчетности НКО в разных странах и сравнила их с ситуацией в России. Выводы: чтобы сделать хороший отчет, важно следить за мировыми тенденциями, а удачный отчет поможет наладить долгосрочные и партнерские отношения с донорами. 

Анна Бурова, фото из личного архива

Отчетность НКО в разных странах

Главная задача финансовых отчетных документов для НКО во всем мире – правовая. Организации важно продемонстрировать соблюдение законодательных норм государства,на территории которого она находится и функционирует. Все виды  отчетности некоммерческих организаций можно условно разделить на официальные и неофициальные.

США и Великобритания

Совершенно очевидно, что форма и степень публичности официальной отчетности определяется законодательно. Так, в США благотворительные организации обязаны ежегодно подавать в налоговые органы отчетную декларацию, содержащую подробную информацию о деятельности и финансах организации. В Великобритании контролем деятельности благотворительных организаций занимается Благотворительная комиссия, правительственный департамент, который ведет учет зарегистрированных организаций, а также аналитику на основе предоставляемых данных. Формы предоставления информации унифицированы, дифференциированы по размерам организаций и сопровождаются детализированными инструкциями. В обеих странах базы данных ежегодных отчётов и бухгалтерских документов находятся в открытом доступе онлайн.

И в США, и в Великобритании в последние годы активно проводятся исследования в области финансов благотворительных фондов, анализируются финансовая устойчивость, социальные инвестиции.  Благодаря публичному размещению подробной финансовой информации в США успешно существует проект Charity Navigator, который на основе анализа доступной информации составляет рейтинги благотворительных фондов: например по таким  критериям, как финансовое здоровье и прозрачность . Это даёт возможность жертвователю инвестировать свои средства в благотворительность более осознанно.

В отличие от англо-саксонских традиций, континентальная Европа показывает противоположные примеры законодательных требований. К примеру, в Италии или Германии НКО по закону не обязаны публиковать отчётность и отчитываются только перед налоговыми органами.

Однако даже в тех странах, где это не закреплено законодательно, публикация годовых отчетов считается не только правилом хорошего тона, но и полезным инструментом  для взаимодействия с донорами (особенно в случае ведения организацией активной фандрайзинговой деятельности).

Помимо этого немаловажным фактором для имиджа НКО является такой показатель, как прозрачность. Без этого сложно ожидать доверия со стороны широкой общественности.

«Покажите людям, как работают их деньги»: отчеты как инструмент фандрайзинга

Германия

Особенно интересен пример Германии, где активно осуществляются проекты Немецкого центрального института социальных исследований (DZI) и  общественной организации Transparency International, оказывающие НКО консультационную поддержку по финансовым и налоговым вопросам. В обмен на регулярно предоставляемые финансовую отчетность и годовые отчёты некоммерческие организации получают право использования символического логотипа (дословно Siegel – штамп), играющего роль своеобразного «гаранта качества» работы организации.

По наличию на сайте или полиграфической продукции такого штампа потенциальный донор может отличить проверенные независимыми экспертами и следовательно более надежные организации.

Российский опыт

Возвращаясь к российским реалиям некоммерческого сектора, стоит отметить важность таких факторов как прозрачность и доверие. На сегодняшний день единственной формой обязательной к публикации ежегодной отчётности является отчет в Министерство юстиции, который с точки зрения финансового анализа является крайне неинформативным. Требования, предъявляемые в США и Великобритании, можно считать достойным примером, ведь они обеспечивают высокие стандарты прозрачности. Однако совершенно неконструктивно говорить о пересмотре норм отчётности без изменения всей системы взаимодействия с государством.

Прогресс и  продуктивные взаимоотношения в таком контексте возможны при регулярной методической и финансовой поддержке некоммерческого сектора со стороны государства. На данный же момент показатели государственного финансирования НКО со стороны на порядок уступают западным.

Безусловно, можно говорить о некоторых положительных тенденциях, но в целом процессы изменения законодательства и систем фактического взаимодействия едва ли могут оперативно и легко завершиться, поэтому на данном этапе в России задача обеспечения высокого уровня прозрачности и качества отчетной информации ложится на неофициальную отчётность.

Зачетная работа: как правильно подготовить годовой отчет

Отчеты НКО: основные тенденции в мире

Диджитализация

Среди основных тенденций оформления неофициальной отчётности важно отметить выход за рамки годового отчёта – предсказуемо в сторону диджитализации. Скорость и объемы современных информационных потоков устанавливают свои правила, поэтому многие фонды предпочитают уделять внимание отчётам и статистике, доступным онлайн в режиме реального времени и работе со своими сайтами в целом. Наглядно оформленная статистика в режиме онлайн особенно актуальна для фондов с активной фандрайзинговой деятельностью. Существуют даже специальные сервисы для создания интерактивной обновляемой статистики. Один из примеров — Tableau Foundation’s Living Annual Report.

C 2017 года более половины мирового интернет-траффика создаётся с мобильных устройств, что также заставляет задуматься о необходимости смещения бюджетных приоритетов на разработку мобильных версий сайтов некоммерческих организаций.

Живые и мертвые: 6 принципов годового отчета, который захочется дочитать до конца

Инфографика

Текстовый формат изложения, даже с обилием диаграм и графиков, все чаще уступает место инфографике. Безусловно, если говорить о представлении финансовой информации, использование графиков и диаграмм всегда будет уместно, однако не стоит ограничиваться только этим. Для разных целевых аудиторий могут быть уместны совершенно разные формы представления информации: инфографика, скетчи, видео. Часто для наглядности используется приём пересчета пожертвований в чашках кофе, рабочих часах персонала или же,если это уместно, в QALY для продвинутой аудитории (Quality-adjusted life years, индекс QALY 0 показатель, отражающий скорректированные на качество жизни годы. Один QALY приравнивается к одному году безупречного здоровья — прим.редакции).

Может показаться, что тенденция направлена в сторону упрощения, но на практике уход от громоздкого текста к минимализму ставит новые нетривиальные задачи по поиску идеального дизайна для подачи информации.

Конечно, даже используя опыт и знания прогрессивных европейских и американских коллег, невозможно разработать единый формат «удачного» годового отчета или единую форму представления информации, ведь формат во многом определяется источниками финансирования.

В заключение важно отметить, что за прозрачностью и стремлением к наглядному представлению информации стоит отношение к жертвователю, как к осознанному, долгосрочному партнёру. Значительная доля решений о совершении пожертвований в России совершается спонтанно и под влиянием эмоций. Было бы странно выражать негативное отношение к эмпатии и состраданию как источникам мотивации, однако совершенно очевидно, что развитие отношений с жертвователем, основанных на разумном альтруизме, позволит некоммерческому сектору обрести бОльшую стабильность и новые возможности для развития.

Материал подготовлен в рамках медиа-проекта «Коммуникатор «Точки отсчета».

Проект реализуется Ассоциацией «Форум Доноров» с использованием гранта Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества, предоставленного Фондом президентских грантов.

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply