Путеводитель по платформам онлайн-пожертвований для НКО: 8 полезных фактов


Сбор средств на онлайн-платформах в последнее время стал одним из важнейших фандрайзинговых трендов. Так, в исследовании Фонда “КАФ”, посвященном фандрайзинговым платформам, отмечен рост объема онлайн-пожертвований в 15 раз за последние 5 лет. Для любой НКО, которая занимается фандрайзингом, важно разобраться в том, как работают разные платформы и наладить взаимодействие с одной или несколькими из них.

1. В фандрайзинге важна стратегия

Фандрайзинг  успешен всегда только при наличии стратегии. Платформы – инновационный и актуальный инструмент. Но в то же время это формат, требующий времени, концентрации  и дополнительного рабочего времени, а иногда и отдельного сотрудника, которому необходимо будет полностью сосредоточиться на решении новой задачи. Поэтому, если принять за аксиому, что грамотная фандрайзинговая стратегия всегда сочетает в себе работу с разными типами доноров, сборы на платформе не должны становиться единственным источником формирования бюджета проекта, они должны в оптимальной, с точки зрения распределения внутренних ресурсов организации, пропорции сочетаться с другими.

2. Сотрудничество с платформой –это совместная с НКО работа

Присутствие на платформе – не только дополнительный ресурс, но и дополнительный труд. Любой сбор — это совместная работа и взаимные обязательства платформы и НКО. У платформы уже есть вся необходимая инфраструктура для такой работы и ресурсы для продвижения сборов, но от вас также потребуется определенный вклад: вы отвечаете за то, чтобы ваши документы были в порядке, вовремя сдаете отчетность, причем не только финансовую, но и содержательную, инициируете сборы на платформе, а также оказываете информационную поддержку. Чтобы зарегистрироваться на любой из площадок, нужно пройти процесс валидации, предоставить пакет документов. Каждая платформа гарантирует проведение тщательно экспертизы НКО, чтобы жертвователи были уверены в организациях.

Все платформы онлайн-пожертвований в России

Платформа Такие дела проводит не только юридическую экспертизу НКО, а рассматривает проекты комплексно. Решение о включении проекта на платформу принимает экспертный совет фонда. Экспертиза включает оценку проекта, с точки зрения эффективности, зрелости, долгосрочности и устойчивости результатов.

Киви Всем следит за тем, чтобы представленные на платформе НКО не пересекались по тематике оказания помощи, а Dreamo запрашивает у фондов рекомендацию от публичной персоны.

Платформа ДоброMail.ru отдает приоритет организациям из регионов, которые оказывают не только адресную помощь, но и реализуют системные проекты. У организаций должна быть актуальная отчетность на сайте, опыт работы от двух лет.

На платформу Благо.ру допускаются организации, зарегистрированные не менее двух лет назад, ведущие регулярную деятельность, имеющие сайт и отчетность. Также принимается во внимание наличие качественных и количественных показателей оценки деятельности, финансовая устойчивость организации, активность в социальных сетях.

Сбербанк Вместе сотрудничает только с НКО, которые осуществляют свою деятельность на территории РФ не менее 3-х лет.

Платформы Киви Всем и Киви На Добро и Сбербанк принимают платежи только через платежные системы собственных коммерческих организаций – это является обязательным условием для фондов, которые хотят разместить сбор на платформе.

Обязательным условием валидации НКО для 1+1 является готовность публиковать отчётность по собранным средствам в blockchain.

Все платформы требуют содержательный и финансовый отчет о потраченных средствах, подтвержденный копиями первичных документов. Только платформа 1+1 не требует он НКО никаких документов, кроме реестра переводов, что связано со спецификой системы blockchain.

3. Содержание проекта – одна из главных составляющих успеха кампании

Не всякая тема годится для сбора на платформе. Как и в любом другом виде фандрайзинга, важно помнить, что деньги дают люди. Поэтому лучше всего работают живые истории, на которые люди отзываются эмоционально. Это не значит, что история должна быть душераздирающей, но и безликие сборы на “деятельность фонда” не подойдут. Имеет смысл очень внимательно изучить  историю сборов на конкретной платформе, это позволит составить предварительный портрет потенциального жертвователя и увеличит ваши шансы на успешный сбор. Постарайтесь предоставить для сбора качественные фотографии и видео-материалы. Некоторые платформы сами создают отличный фото и видео продукт для отдельных акций, тогда сбор превращается в спецпроект, здесь важно заранее четко договориться про взаимные обязательства.

Платформы онлайн-пожертвований: 10 лет в России

4. Платформы – источник новых знаний и инструментов

Платформы выступают в роли первопроходцев и первыми пробуют различные новые инструменты. Например, первая российская платформа Благо.ру, созданная в 2008 году стала валидировать НКО перед тем, как зарегистрировать их на платформе. В то время не у всех НКО была возможность пользоваться сервисом приема пожертвований онлайн через банковские карты и платформа предоставляла такой сервис. Первыми начали принимать рекурентные платежи тоже платформы. В последнее время платформы используют различные маркетинговые ходы для активного продвижения сборов – привлекают бизнес-партнеров, работают с онлайн аналитикой и рекламой. Таким образом, платформы находятся на “передовой” инновационных и IT-решений для рынка онлайн пожертвований.

Кроме того, многие платформы, например, «Такие дела», Благо.ру, Добро Mail.ru и «Сделай!» регулярно проводят обучающие вебинары, семинары и тренинги для НКО.

Платформа «Такие дела» предоставляет НКО информационную поддержку, иногда снимает видео ролики об НКО и их проектах и продвигает их на платформе.

 Платформа Добро Mail.ru проводит конференции ДОБРО, Добрая Казань, а также активно участвует в продвижении проектов НКО, а не только предоставляет инструменты.  

Благо.ру предоставляет возможность софинансирования (мэтчинг) сборов от компаний или частных доноров на какой-то определенный процент. Также только Благо.ру предлагает пользователям благотворительные открытки и благотворительные сертификаты.

5. Планируя онлайн-кампанию, важно заложить гибкие сроки

Фактор времени очень важен при принятии решения о цели сбора и при выборе платформы для его размещения. На некоторых платформах к срокам относятся жестко, а на некоторых готовы продлевать срок, если сбор не завершен вовремя. Но в любом случае, никогда нет гарантии, что сбор непременно завершится вовремя. Поэтому лучше всего не планировать срочных сборов через платформы или иметь план Б.

6. Платформы берут комиссию за участие

На платформах существует  комиссия, которая состоит из процента платежных систем и собственной комиссии. Чаще всего на платформе может действовать несколько платежных систем, поэтому комиссия будет разной в зависимости от того, какой из них пользуется жертвователь. Размер комиссии платформ также может различаться, но она, как правило, составляет не слишком существенную часть общей суммы сбора — у большинства платформ до 4%. Есть платформы, которые не берут собственную комиссию, а лишь процент платежной системы.

Выбирать платформу, основываясь, исключительно, на минимальном размере комиссии, – неправильно. Необходимо учитывать все факторы в совокупности, и, в первую очередь, портрет потенциального жертвователя платформы, поскольку разные люди с разной степенью активности реагируют на те или иные проекты. Сам факт наличия комиссии – нормальная практика во всем мире, и существующие сейчас в профессиональном сообществе стандарты прозрачности призывают не скрывать размер комиссии от жертвователей.

5 причин делать пожертвования через онлайн-платформы

7. Онлайн-платформы –это новая аудитория

У каждой НКО есть круг сторонников и нет желания делиться ими с платформой. Тут важно, что платформа также делится с НКО новой аудиторией жертвователей, ведь платформы участвуют в продвижении, у платформ есть собственная аудитория мультижертвователей, база сторонников, а также такие ценные ресурсы, — как экспертиза и репутация. Создание инфраструктуры по работе с частными жертвователями стоит довольно дорого, поэтому для многих НКО такое сотрудничество становится взаимовыгодным – НКО получает инфраструктуру и новых жертвователей, а платформа поддержку сбора от аудитории НКО.

По данным исследования фонда «КАФ», все платформы используют ВКонтакте и Facebook, многие пользуются Instagram, а также сайтами и сообществами партнерских организаций для продвижения в Интернете. Наибольшее количество способов продвижения задействует платформа «Такие Дела» и «Пользуясь Случаем»: помимо вышеперечисленных интернет-ресурсов, они используют Твиттер, Google+ и Телеграм. Добро Mail.ru использует меньше источников продвижения, но они единственные, кто продвигает себя в ЖивомЖурнале.

8. У всех онлайн-платформ есть свои особенности

Платформы помогают НКО решать разные задачи. «Такие дела» позволяют собирать средства только на конкретный проект, долгосрочно, а «Пользуясь Случаем» тоже собирают деньги на конкретный проект, но срочно.  ДоброMail.ru и 1+1 помимо долгосрочного сбора для НКО и на конкретный проект, занимаются сбором средств для помощи конкретному взрослому или ребенку. Благо.ру собирает на административную работу НКО, а также регулярно проводит акции и конкретные сборы. Платaформа Dreamo осуществляет срочный сбор на уставную деятельность для НКО.

Все платформы разные, но каждая уделяет много внимания инновациям, решениям в области IT и маркетинга, старается вовремя реагировать на изменения трендов. У НКО, работающей в соответствии с фандрайзинговой стратегией, нет задачи обязательного присутствия на всех более или менее успешных платформах. Но  есть задача знать и понимать этот сектор фандрайзинга и уметь выбрать наиболее перспективные для организации форматы участия.

 

 

+ Комментариев пока нет

Добавьте свой

Leave a Reply