На старте карьеры: кто помогает молодежи найти профессию
Принято считать, что молодые люди — авангард новой цифровой цивилизации. Они адаптивны, прекрасно ориентируются в интернете, разбираются в новых технологиях. Однако результаты исследования «Молодежь на старте карьеры», проведенного благотворительным фондом «КАФ», говорят о другом. Только 45% молодых людей находят постоянную работу по профессии. Среди молодых людей с низкими стартовыми возможностями эта доля составляет лишь 30%. Трудоустройству молодежи, сложностям, с которыми они сталкиваются, и итогам исследования была посвящена конференция «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры».
На рынок труда — без опыта и компетенций
На онлайн-конференции «Молодые люди с низкими стартовыми возможностями в начале карьеры», подготовленной БФ «КАФ» и АО «Ситибанк», были представлены ведущие российские НКО, а также крупные компании и органы власти, которые занимаются помощью молодежи.
Опрос молодых людей от 14 до 25 лет из малообеспеченных семей, живущих в небольших городах (до миллиона человек), показал комплексную картину проблемы. Миф «молодые — это «хозяева жизни»» справедлив в отношении тех, у кого успешный старт и хорошие материальные ресурсы у родителей, кто выбрал дополнительное образование, качественное, статусное учебное заведение.
55% молодых выпускников не находят работу по профессии: исследование «Молодёжь на старте карьеры»
«Молодые люди в возрасте от 15 до 25 лет попадают на рынок труда с нехваткой опыта и компетенций, но при этом предъявляют завышенные требования к месту работы и ожидают, что на рабочем месте получат наставника, который обучит их профессии. Большинство недостаточно мотивированы и уверены в собственных силах, они ориентируются на внешние факторы и обстоятельства, например, больше половины (51%) верят в трудоустройство по знакомству. Молодым людям нужна поддержка на этапе планирования карьеры, и это системная задача и для образовательных учреждений, и для работодателей, и для некоммерческих организаций», — отмечает автор исследования, консультант «КАФ» Юлия Ходорова.
Оказывается, сегодняшние юноши и девушки зачастую пребывают в растерянности, не понимают, как устроен взрослый мир, не уверены в своих силах и знаниях и не понимают, с чего начинать поиски работы и где ее искать.
Лишь 39% молодежи проходили обучение по планированию карьеры и профориентации. Они опираются на свои учебные заведения как основные источники получения знаний и не склонны к дополнительному образованию и расширению кругозора. Только 15% из них пользовались дистанционными курсами, а обучение помимо своей альма матер находили всего 4%.
Их ответы на вопросы онлайн-форумов по поводу поиска вакансий были окрашены в цвета стресса, недоумения, фрустрации. Самостоятельный поиск почти всегда сопровождался фиаско. Но даже если место и находилось, то первый опыт работы был в основном негативным. Большинство считает, что отсутствие опыта — это препятствие для приема на работу. А поскольку не всегда понятно, где брать этот самый опыт, то получается замкнутый круг: на работу не берут, так как нет опыта, опыт можно получить только на работе, а туда не берут…
Кроме того, исследование развеяло еще один миф, о том, что волонтерство — прерогатива исключительно молодых и что заниматься им сегодня модно и «круто».
Молодые люди редко рассматривают волонтерство, временную работу, стажировки как этапы подготовки к профессиональной деятельности. Участвовали в волонтёрских проектах во время учебы всего 9% опрошенных! А ведь участие в волонтерских проектах — важный способ формирования «софт скиллз», отношений в команде. Практика и стажировки также часто бывают формальными и спонтанными — работодатели нередко сваливают на стажеров бросовые задачи, вроде звонков по телефону или курьерских обязанностей.
Вот и получается, что в целом, хоть молодые и рано начинают искать работу, но это совсем не то призвание, которому они хотели бы посвятить жизнь. Пока у них достаточно «близорукие» желания: заработать на что-то сиюминутное — на новый телефон, на развлечения. Они не умеют подходить к выбору осознанно, ставить цели, не понимают, какие надо предпринимать шаги, чтобы вырулить на свою жизненную колею.
НКО в сотрудничестве с бизнесом взяли курс на создание программ профориентации и последующей помощи в трудоустройстве молодым людям с низкими стартовыми условиями — юношам и девушкам с инвалидностью, из малоимущих и многодетных семей, выпускникам детских домов. Как это делается?
Онлайн-стажировки как новый формат
Анна Кочинева, соучредитель и директор фонда поддержки семьи и детей «Хранители детства», рассказала о корпоративном наставничестве для подростков из уязвимых групп населения совместно с ПАО «Мегафон». Программа фонда помогает сделать осознанный выбор профессии, выстроить план личного и профессионального развития при поддержке наставников, получить первый успешный опыт работы.
«Цикл одного учебного года — это путь, который мы проходим вместе с ребятами-участниками и компаниями, которые служат им проводниками в профессию, — говорит Анна. — Подготовительный комплекс состоит из нескольких этапов: мы знакомимся с ребятами, устраиваем для них профориентационные и мотивационные мероприятия на базе компании-партнера, проводим экскурсии, тренинги и мастер-классы, параллельно готовим наставников из числа сотрудников. А затем в летний период компания берет ребят на стажировку. Их ждет не игра во взрослую жизнь, а реальная практика. А мы даем им почувствовать себя на настоящем рабочем месте в компании, с выполнением реальных обязанностей. Каждому индивидуально подбираем наставника, а потом подводим итоги».
Каждый подросток с 14 лет должен пройти 4-5 таких циклов подготовки к трудоустройству. Более 1000 ребят из 14 регионов уже приняли участие в программе. Нынешним летом из-за пандемии возникли сложности с очными стажировками, но был придуман новый формат, который останется в копилке инструментов для трудоустройства — онлайн-стажировки. Они позволят подростку из небольшого города дистанционно принять участие в деятельности крупной столичной компании. Напротив, подросток из Москвы, мечтающий о крупном производстве, может пройти удаленную стажировку, например, в цехах Новолипецкого металлургического завода, прикоснуться к ценностям компании, увидеть секреты мастерства. За время пандемии по программе «Хранителей детства» было проведено около 70 онлайн-занятий. Лучшие участники были приняты на работу в разные компании.
Примером удачного наставничества может служить стажировка девушек из Пансиона семейного воспитания и Центра содействия семейному воспитанию «Спутник» в компании GUESS. Компания очень серьезно подошла к приему подопечных, всё было «по-взрослому»: и собеседования с директором и наставником, и индивидуальные планы стажировок. Девушек буквально приняли «в семью» с возможностью получить уникальный опыт работы в суперпрофессиональной команде. Наставники отмечали, что подростки были поначалу зажаты и не уверены в своих силах, делились своими страхами, но постепенно раскрепостились под персональной опекой наставников. Одну из девушек даже пообещали принять в ряды коллег отдела по персоналу и предложили обучение.
«Наша социальная миссия — открыть новые инструменты и технологии для осознанного выбора подростков, — сказала менеджер по благотворительности ПАО «Мегафон» Алина Зеленская. — Приоритетным направлением мы считаем создание доступной цифровой среды для них. Поэтому мы создали приложение в виде справочного игрового комплекса, помогающего подростковой аудитории познакомиться с профессиями будущего, востребованными в крупных компаниях, и навыками, которыми нужно обладать. Такая геймифицированная профориентация захватывает и будит их воображение, у приложения уже 23 тысячи пользователей, обучение через развлечение мотивирует на самостоятельное изучение профессий. А чтобы сделать окончательный осознанный выбор, нужна уже полноценная системная поддержка и непрерывный процесс построения личной траектории развития. Наши партнеры, «Хранители детства», эксперты в этом плане, они системно работают и откликаются на запросы бизнеса. Наши специалисты показывают весь спектр возможностей, проводят онлайн-курсы, где рассказывают о профессиях, учат, как готовиться к собеседованию, как проводить его, чтобы ребята имели безопасный опыт собеседования в будущем».
Том Сойер тоже красил забор…
Организация «Детские деревни SOS Россия» ведет свою деятельность в 130 странах мира и помогает детям с низкими стартовыми возможностями, реализуя в числе других проектов и проекты по поддерживаемому трудоустройству. Советник по молодежным и образовательным программам «Детские деревни SOS» Татьяна Смирнова рассказала о том, как ведется сопровождение молодых людей от 14 до 23 лет, обучение их социальным навыкам и «софт скиллз» с целью достижения ими полной независимости. Это корпоративное волонтерство, индивидуальное наставничество на рабочем месте, обучение софт скиллз и тренинги по развитию навыков трудоустройства, стажировки, временное трудоустройство.
Есть и необычные форматы, как, например, Job Shadowing, то есть наблюдение за тем, как специалист на рабочем месте выполняет свои задачи.
В 2020 году появилась необходимость онлайн-наставничества: теперь подростку выделяется корпоративный волонтер, который помогает ему выбрать образовательный и профессиональный маршруты. Также проходят онлайн-тренинги с основным партнером «Детские деревни SOS» — компанией AkzoNobel.
«Совместный проект с SOS начался в 2017 году и стартовал в 4 странах, теперь в нем 15 стран, — сказала менеджер по коммуникациям компании в России и Турции Александра Уварова. — А поскольку мы производим лакокрасочные материалы, то наша специфика — мастер-классы и тренинги по малярному мастерству для подростков. Краска — это не просто цвет стен, это и преобразование пространства, которое влияет на ваше настроение. У нас есть тренировочные центры, позволяющие получить навыки профессии маляра, и она пользуется большой популярностью, особенно сегодня: ведь во время пандемии мы еще раз убедились в том, что «мой дом — моя крепость», и чем уютнее мы чувствуем себя дома, тем нам проще творить и работать. В Москве, Санкт-Петербурге и Орле мы запустили обучение профессии маляра и менеджера по продажам, а также прикладным навыкам — работе в команде, целеполаганию, коммуникации. Наши волонтеры отвечали на запросы ребят по разным направлениям: как составить резюме, пройти интервью, выбрать специальность. Ребята оказались творческие, по окончанию занятий мы всегда получали положительную обратную связь от них. Многие поступили в учебные заведения. Кстати, от программы была колоссальная польза для компании: это же отличный способ вовлечь коллег из других регионов в корпоративное волонтерство, объяснив им, что для этого не нужно обладать сверхспособностями».
Социальные проекты — витамин для бизнеса
Анна Семерикова, генеральный директор благотворительного фонда «Открывая горизонты» и руководитель социальный программ компании KFC в России, назвала представляемый ею проект «единым в двух лицах», поскольку у него два направления: развитие корпоративного волонтерства и помощь молодым людям в подготовке к самостоятельной жизни. За пять лет своей деятельности фонд развернул свои программы в 40 регионах, от Калининграда до Владивостока, в них участвуют 1600 подростков.
«Мы не планировали работать с подростками старше 18 лет, — говорит Анна. — Нашими подопечными были ребята от 12-14 лет до выпуска из детдома и сельские школьники. Но в 2019 году детдомовцы стали выпускниками, и волонтеры просили нас не бросать их и поддерживать дальше.
Наставничество для KFC всегда было актуальным, это сильная сторона нашего бренда. Поэтому проект поддержки выпускников вылился в наставничество. В прошлом году году мы провели исследование о влиянии эффективности благотворительных программ и корпоративного волонтерства на показатели бизнеса, связанные с развитием персонала. И оно показало, что социальные проекты и благотворительность подпитывают эффективность бизнеса. Это и укрепление сплоченности команды, и повышение производительности, и развитие компетенций, и укрепление бренда работодателя. 87% волонтеров продвигаются в карьере в течение первого года работы».
Благодаря проекту помощи выпускникам 129 ребят из детдомов трудоустроены в KFC, а 38 из них, которые проработали в компании больше полугода, уже получили повышение по службе.
Проект может работать как социальная франшиза
Анастасия Лучкова, руководитель HR-направления бренда ZARINA, Malon Fashion Group, утверждает, что синергия бизнеса и НКО может многое для улучшения качества жизни как подопечных социальных программ, так и тех, кто работает в самом бизнесе. Так, отличных результатов компания добилась в партнерстве с благотворительным фондом «Рауль» и Центром по трудоустройству выпускников детских домов и молодых людей с ограниченными возможностями «Работа-i». Центр трудоустраивает ребят в российские и международные компании, проводит тренинги, семинары и практические занятия по поиску работы.
С начала сотрудничества с Центром «Работа-i» на работу в магазины ZARINA устроились 120 человек. Они работали от одного месяца до полугода, и в результате штат магазинов пополнился восемью постоянными сотрудниками с инвалидностью. Около 60 соискателей включили опыт работы в компании в свои резюме, и это помогло им найти работу на открытом рынке труда.
«Первый трудовой опыт важно получать в компании с высоким уровнем корпоративной культуры, независимо от того, крупный это бизнес или нет, — замечает Анастасия. — Мы не просто предоставляем соискателю рабочее место и подбадриваем — мол, желаем удачи, как-нибудь справишься. Мы уделяем время разработке технологии и методов работы с молодым сотрудником. Сначала он проходит интервью с работодателем, знакомится с директором, может задать любые вопросы. Затем — работа с четкой дисциплиной и следованием инструкции. Мы предупреждаем: если последуют нарекания, то надолго в магазине он не задержится. Так мы показываем рамки работы на реальном рынке. Они постепенно адаптируются и осознают, что здесь уже нет тепличных домашних условий и заботливой мамы рядом. Они так же несут ответственность за результат, как и вся команда штатных сотрудников».
Для подростков проводятся лекции по трудоустройству и встречи с лучшими работниками. По словам Анастасии, ребята поверили в себя, стали более независимыми. Включение в команду молодых людей с инвалидностью благотворно повлияло и на сплоченность коллектива.
Недавно бренд представил коллекцию одежды «Мода со смыслом», созданный вместе с топ-моделью и основателем благотворительного фонда «Обнаженные сердца» Натальей Водяновой.
Принты, украшающие платья и топы из коллекции, были придуманы и нарисованы детьми с особенностями развития, они работали вместе с дизайнерами компании, отшивающими одежду, а деньги от продаж были перечислены в благотворительные фонды.
«Сейчас мы запустили межрегиональный проект «Все получится», — добавил соучредитель Центра «Работа-i» Михаил Кривонос. — Подключаем другие НКО из регионов, это работает как социальная франшиза. Передаем в регионы наши навыки, программное обеспечение, инструменты работы с корпоративными волонтерами, механизм поиска вакансий. Этот проект действует при стратегической поддержке фонда «Вклад в будущее», многих НКО и партнеров из бизнеса, а благополучателями станут более 600 молодых людей. Это так называемая средовая технология: ведь через среду может формироваться и развиваться личность. Те, кому сложно адаптироваться самим, получат подготовку непосредственно на рабочем месте, уже после трудоустройства — тренинги, мастер-классы, сопровождение опытного наставника».
Сотрудничество игроков на поле помощи — важнейший инструмент
Конференция показала: картине помощи молодым людям в выборе жизненного пути не хватает некоторых завершающих штрихов, чтобы стать целостной. Было отмечено, что многие проекты похожи друг на друга, как близнецы-братья, поскольку в их основе лежат одни и те же технологии. Испытывая свои наработки эмпирическим путем, их авторы мыслят в едином ключе и приходят к похожим выводам: подопечных необходимо вовлекать в самостоятельную взрослую жизнь через живое прикосновение к будущей профессии — тренинги, стажировки, наставничество, сопровождение работников с инвалидностью на рабочем месте.
Содействие занятости молодежи в сложных жизненных ситуациях — межрегиональная и междисциплинарная проблема, и сотрудничество разных игроков на этом поле — важнейший инструмент. Почему бы не вытрясти «копилки опыта», почаще встречаться с коллегами онлайн, чтобы обмениваться практиками, делиться идеями и технологиями. Михаил Кривонос предложил, например, создать большую межрегиональную базу вакансий. По мнению участников, НКО не потянут масштабные проекты в одиночку. Качественного скачка можно добиться, объединив усилия не только НКО и бизнеса, но и государственных структур и образовательных учреждений. Но если бизнес готов вкладываться, то государство в качестве одной из заинтересованных сторон пока представлено слабо.
Когда мы говорим «низкие стартовые возможности», в этом слышится определенная двойственность. В спорте выражение «на низком старте» означает позицию бегуна на короткие дистанции, предназначенную для того, чтобы с места взять максимальную скорость, распрямляясь, как сжатая пружина. Наши подростки пока замерли в этой позиции, чтобы взлететь ввысь — к будущим просторам и горизонтам. Надо только помочь им оттолкнуться и взять нужную высоту.
«Пока у них достаточно «близорукие» желания: заработать на что-то сиюминутное — на новый телефон, на развлечения. »
Все зависит от того, где и в каких условиях живет человек. В условиях высокой мобильности населения и выезда из дома после 18 лет, молодые люди вынуждены не на телефон зарабатывать, а на жизнь. Самостоятельную и трудную.