«Голос НКО»: как найти свой медиаканал


Настоящий материал (информация) произведен, распространен и (или) направлен иностранным агентом Благотворительным фондом развития филантропии, либо касается деятельности иностранного агента Благотворительного фонда развития филантропии

Мы продолжаем публиковать главы из сборника «Голос НКО. Как создать информационную кампанию для некоммерческой организации», подготовленного CAF Россия.
социальная реклама

Глава 10. Размещение

Медиаканалы и соответствующие аудитории

Под медиаканалами в маркетинге понимаются пути и средства распространения информации и донесения сообщения до целевой аудитории. Очевидно, что от характера целевой аудитории (таргетной группы), ее запросов и предпочтений, а так же ваших собственных ресурсов зависит выбор канала коммуникации. Вопрос такого выбора совсем не праздный. Точность попадания становится здесь следствием грамотной маркетинговой и медиастратегии.

Три вопроса

Что размещаем? Где размещаем? В каком объеме размещаем? Три ключевых вопроса. Ответы на них совсем другие, чем если бы речь шла о коммерческой рекламе. Выше мы говорили о схожести подходов к работе с коммерческой и социальной рекламой. Однако определенная специфика все-таки существует.

Дело в том, что сами цели социальной рекламы имеют другую окраску. Целей две. Во-первых, это привлечение внимания целевой аудитории к социально значимым проблемам. Именно проблема, а не конкретный предмет, продукт, как в случае с коммерческой рекламой, выступает здесь одним из четырех маркетинговых «P» (подробнее см. гл. 3).

Во-вторых, цель состоит в постепенном изменении модели поведения целевой аудитории. И первое, и второе делают социальную рекламу по сути средством коммуникации, средством общения НКО с целевой аудиторией.

Очевидно, что общение это не может быть односторонним. Здесь недостаточно высказать тезисы. Здесь важно дождаться определенной реакции.

Такой реакцией может стать как более сознательное отношение к вопросам, например, своего здоровья, так и конкретные действия: перечисление средств в благотворительный фонд, участие в благотворительном мероприятии. Чтобы убедить человека меняться, «общение» должно быть постоянным. Разовых акций, единичных заявлений недостаточно.

Медиаканалы

Ключевым элементом этого «общения» являются медиа – средства массовой коммуникации. Медиаканалы – это любой тип или вид медианосителя (включая нестандартный), способный донести в том или ином виде рекламное сообщение до потенциального потребителя. Медиаканалы – это, например, радио, ТВ, реклама в интернете, социальные сети, печатная, наружная реклама, видео-, аудио-, фотореклама, транспорт. В продвижении своей социальной инициативы НКО должно стараться задействовать максимально широкий охват медиа. Технология выбора и то, куда мы пойдем искать людей, как уже говорилось, зависит от целевой аудитории и ее мотиваций. Если на вопрос «Что размещаем?» (то есть о чем и как говорим?) отвечает креатив (и креативное агентство – см гл. 8), то медиа (и медийное агентство) отвечает на два других вопроса: «Где размещаем?», «В каком объеме размещаем?» (То есть когда, как часто и как «громко» говорим.)

Медиапланирование

Процесс выбора конкретного медиа, места, времени, размера и частоты донесения рекламного сообщения называют медиапланированием. В составлении медиаплана (на основе брифа, о котором можно прочитать в гл. 7) поможет разобраться экспертиза медийного агентства, которое учтет такие факторы как затраты, охват и возможности каналов коммуникации.

Каналы условно можно разделить на те, которые:

  • работают только на то, чтобы информация откладывалась в памяти и головах представителей целевой аудитории (радио и телевидение);
  • закрепляет информацию (например, наружная реклама).

Поэтому, если для вас очевидно, что какой-то из медиаканалов менее эффективен (в силу малогоохвата аудитории) и при этом более затратен, лучше от него вовсе отказаться. Однако помните, что любое размещение, которое на первый взгляд кажется совершенно неэффективным, может выстрелить и сработать.

Итак, прежде, чем разместить рекламную кампанию в медиа, ее нужно спланировать, то есть выбрать:

  • медиа, с помощью которых мы будем говорить с нашей аудиторией (будет ли это телевидение, радио, газета, журнал, наружная реклама, интернет);
  • место – конкретные носители или форматы внутри выбранных медиа (будет ли это Первый канал или телеканал «Дождь», журнал «Антенна» или «Русский Репортер», баннер на интернет- странице или контекстное сообщение и т.д.);
  • время – как общий период рекламной кампании, так и специфические временные интервалы (флайты – см. гл. 4). Нужно ли нам размещаться в данном медиа в выходные дни, быть в эфире утром, вечером или равномерно весь день и т.д.;
  • размер – сколько человек из целевой аудитории (здесь считаем как в тысячах человек, так и в процентах) должны услышать наше сообщение;
  • частоту – сколько раз средний человек из целевой аудитории должен услышать наше сообщение, чтобы отреагировать на него нужным нам образом.

При выборе медиа и планировании размещения мы должны понимать, что нам интересны не время в теле- или радиоэфире, не количество выходов в журнале. Нам интересна аудитория этих медиа. И ответ на вопрос: действительно ли наши ролики и объявления увидят именно те, кого мы обозначили как нашу целевую аудиторию?

Рекламно-информационная кампания всегда начинается с брифа. Об этом мы говорили в главе 7.

Напомним только, что бриф отвечает на вопросы:

  • какова задача рекламной кампании? Каковы предубеждения? Насколько актуальна проблема, какова вовлеченность целевой аудитории? В чем суть предложения НКО? Почему целевая аудитория в это поверит? Каковы ожидаемые действия целевой аудитории?
  • контекст проекта. Это описание ситуации, история предыдущей активности.
  • каковы ресурсы и требования. Каков бюджет и сроки; основные требования к материалам, стилю, тональности; критерии и оценки эффективности.

Барьеры

У целевой аудитории могут быть некоторые барьеры, которые способны повлиять на выбор задачи рекламной кампании и главного сообщения этой кампании.

Основные барьеры и соответствующие задачи:

  • целевая аудитория не думает о проблеме. Как следствие, нашей задачей становится информирование, обучение и напоминание.
  • проблема нерелевантности целевой аудитории. Необходимо эмоциональное вовлечение, buzz (молва);
  • аудитория осведомлена о проблеме, но не знает, что делать. Необходимо обучение, активация.

Выбор канала

Выбор канала коммуникации зависит от решаемой задачи. Например, для информирования, обучения и напоминания подходит прямая реклама. Для эмоционального же вовлечения аудитории мы задействуем не только прямую рекламу, но и PR, инфоповоды, социальные сети, партнерство, спонсорство.

Чтобы целевая аудитория отреагировала на сообщение, необходимо повторить его определенное количество раз (в течение максимум полутора месяцев). Понятие, описывающее это явление – эффективная частота. Базовое значение эффективной частоты – три контакта. При первом контакте человек видит новое сообщение. При втором – может задуматься, что оно лично для него значит. Третий контакт влияет на принятие решения. Необходимое количество контактов меняться в зависимости от:

  • типа целевой аудитории. Например, для нуждающихся в лечении, которых разыскивает НКО, нужна меньшая частота контактов, чем для доноров;
  • известности проблематики. Чем меньше обществу известно о проблеме, тем большее число контактов требуется. Для хорошо известной проблемы число контактов может быть минимальным; наличия известного партнера. Участие celebrity, известного партнера позволяет снизить частоту контактов;
  • необходимости изменить общественные стереотипы. Если для решения задач НКО нужно изменить общественные стереотипы, эффективная частота контактов неизбежно должна быть большой.

Как правило, у медийного агентства есть специальный инструмент для определения эффективной частоты контактов и охвата аудитории. Под охватом понимают количество людей или долю от общего числа, видевших хотя бы раз сообщение за время рекламно-информационной кампании.

Поиск места

Как мы уже говорили в главе 9, в 2011 году Госдума сняла многие барьеры, мешавшие размещению социальной рекламы на безвозмездной основе. В частности, отменила абсурдный налог на добавленную стоимость, который обязаны были платить СМИ, размещающие социальную рекламу.

Однако новые законы не могут гарантировать хорошие площадки для НКО; некоммерческого рекламодателя мало кто ждет с распростертыми объятиями. Центральные телеканалы, например, по-прежнему предпочитают предоставлять НКО неподходящее, простаивающее, время — если вообще удается пробиться туда со своей рекламой. То же самое можно сказать и о других крупных медиа.

Рекомендация здесь одна: самостоятельно или с помощью медиа агентства найти «лояльные» к социальной рекламе СМИ или операторов. Например, можно обратить внимание на региональные телеканалы, которые, как показывает практика, охотнее идут на сотрудничество и готовы размещать социальную рекламу в эфире.

Полезными могут оказаться контакты с местными органами власти, отвечающими за развитие рекламного рынка. В столице, например — Департамент средств массовой информации и рекламы города Москвы. Здесь могут помочь в размещении социальной рекламы на наружных площадках и в СМИ.

Еще одна возможность — присоединиться к одному из немногочисленных специальных проектов по производству и размещению социальной рекламы для НКО. Пожалуй, самый известный среди них – «Социально активные медиа», который реализует фонд CAF Россия в партнерстве с ведущими креативными агентствами и СМИ.

Подытоживая главу, повторим, что успех любой информационной кампании, и социальной рекламы в частности, напрямую зависит от четкости подготовленного плана. Не последнюю роль здесь играют открытость НКО, самоорганизация, умение грамотно общаться — причем не только со своей целевой аудиторией, но и с партнерами, которые помогут создать качественный рекламный продукт и обеспечить максимальное его распространение.

Продолжение следует. Вы можете получать оповещения о выходе новых глав сборника — или с помощью вашего RSS-ридера (ссылка на фид) или на почту (ссылка на подписку).

2 Comments

Add yours
  1. Алексей Варсопко

    Интересно, как авторы вышеприведенных «общих мест» представляют себе свою целевую аудиторию — тех реальных людей, которые работают в российских НКО?..

    • Matvey Masaltsev

      Алексей, авторы вышеприведенных «общих мест» имеют большой опыт как в организации кампаний социальной рекламы для НКО («Социально активные медиа»), так и в обучении НКО соответствующим навыкам. И они хорошо знают, что 90% лидеров НКО не владеют даже общими базовыми понятиями в сфере продвижения и социальной рекламы. Цель сборника — не сделать из НКОшников креативщиков, даже самый толстый самоучитель такого эффекта не даст. Цель сборника — дать базовые представления, которые позволят общаться со специалистами и правильно ставить цели.
      Тут есть, правда другая проблема: значительное количество «реальных людей, работающих в российских НКО» полагают, что такие знания им вовсе не нужны. По разным причинам полагают. С этим сложно что-то сделать. Но вода камень точит

Добавить комментарий